Наращивание государственного долга – один из ярких макроэкономических трендов нашей современности. Страны Центральной Азии, как и многие другие развивающиеся государства, тоже имеют задолженности перед своими заёмщиками. Следовательно, находятся в окружении валютных рисков.
Казахстан – это единственная страна в регионе, чей внутренний долг превышает внешний. Если вести речь о внешнем долге РК, то нельзя не обратить внимание на тот факт, что госдолг составляет от общего объёма «внешки» около 25% ВВП. Предельное ограничение составляет 27%. В общем, цифра потихоньку приближается к границе. На данный момент, согласно исследованиям в МГУ, на каждого казахстанца приходится по $8100.
У Узбекистана госдолг в 2023 году составлял до $31,5 млрд. Относительно ВВП – это 36,8%. На одного узбека приходится по $866. В основном, страна занимает у Китая, Японии и Южной Кореи. Так как доля государственных займов по отношению к ВВП снижается, то можно сделать вывод, что финансовая ситуация для Узбекистана не затруднительная.
Государственный долг Кыргызстана во второй половине 2023 года достиг цифры в $6 млрд. Отношение долга к ВВП составило 50-55% от ВВП при придельном значении в 70%. По мнению финансиста Р. Рысмамбетов, по стандартам международных финансовых институтов, такой уровень задолженности укладывается в норму, а вот по меркам Центральной Азии – долг, весьма, значительный. Основными внешними кредиторами республики являются Экспортно-импортный банк Китая, Международная ассоциация развития, МВФ, Азиатский банк развития.
Таджикистан на 1 июля 2023 года имел государственный долг в размере $3,6 млрд, около 31,1% ВВП. Получается, половина от предельного значения (60%). Главными кредиторами страны являются: КНР, Всемирный банк и Азиатский банк развития. В 20-м году специалисты Всемирного банка отмечали, что в Таджикистане «высок риск долгового дефолта».
Таким образом, странам ЦА нужно пересмотреть взгляд на иностранные заимствования. Нужно крайне осознанно подходить к выбору предложений иностранных кредиторов. И важно помнить, что кабальные займы могут привести к потере экономического суверенитета, а вместе с ним и суверенитета государственного.