Повествование — тело истории. Описание — её душа. И душе с телом лучше бы жить в согласии.
Описание — это изображение человека, природы, предмета или места.
Задача описания — создать образ. Создать красочный, запоминающийся и убедительный образ помогает точная деталь, или подробность.
И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут — особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке — посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым («Антоновские яблоки», Иван Бунин).
Обратите внимание, как Бунин выстраивает композиционную рамку описания, обращаясь к слуху, зрению и обонянию читателя. Мы слышим квохтанье дроздов, чувствуем аромат яблок и копчёный дух голубоватого дыма и видим убегающую к шалашу дорогу. Это описание одновременно кратко и богато, и богато оно за счёт того, что Бунин выбрал самые точные детали, которые позволяют воссоздать картину целиком.
📌Описание в тексте подобно крупному плану, который фокусирует внимание читателя на знаковых, индивидуальных «мелочах», а мелочи, в свою очередь, знакомят читателя с местом, героем или пейзажем. По сути, это микропроизведение, помещённое в композиционную рамку, в которой перемещается взгляд читателя.
Действие здесь на минимуме, правят бал существительные, прилагательные, наречия, а из тропов — сравнения, метафоры, олицетворения.
Однако глаголы выступают на равных с «описательными» частями в динамическом описании.
Динамическое описание — изображение явлений, событий и человека в движении. Главная задача такого описания — запечатлеть изменения.
Прочитаем живое описание Владимира Набокова из его рассказа «Облако, озеро, башня»:
Жгучее солнце пробиралось к углу окошка и вдруг обливало жёлтую лавку. Безумно быстро неслась плохо выглаженная тень вагона по травяному скату, где цветы сливались в цветные строки. Шлагбаум: ждёт велосипедист, опираясь одной ногой на землю. Деревья появлялись партиями и отдельно, поворачивались равнодушно и плавно, показывая новые моды. Синяя сырость оврага. Воспоминание любви, переодетое лугом. Перистые облака вроде небесных борзых.
Неожиданные эпитеты, олицетворения, метафоры создают завораживающее и цветущее описание, которое позволяет читателю сменить глаза и отыскать в привычном, казалось бы, пейзаже столько поэзии.
Все глаголы здесь, за исключением одного, стоят в форме прошедшего времени несовершенного вида, что фиксирует не последовательность действий, а единовременность. Такие формы созвучны с формами настоящего времени и добавляют описанию сиюминутности, поэтому и единственный «ждёт» органично вплетается в общее описание. Есть и ещё одна хитрость: последние три предложения уже лишены глаголов — они статичны, как и овраг, луг и облака. Так Набоков мастерски усиливает ощущение скорости.
Секреты яркого и убедительного описания
1. Пять органов чувств — равно пять «точек» описания. Пусть читатель видит, ощущает, чувствует, слышит и пробует на вкус.
2. Прежде чем показывать, убедитесь, что и сами хорошо видите. Опишите настолько подробно, насколько это возможно, а потом уберите лишнее.
️3. Берите не количеством деталей, а их качеством. Одна точная, индивидуальна деталь полезнее для описания, чем пять общих.
4. Следите за логикой сравнений. Помните, что вам нужно изобразить подобие, помочь читателю увидеть один предмет через другой. Два взаимоисключающих объекта не поддаются сравнению.
5. Наблюдайте, наблюдайте и наблюдайте. Свежие впечатления вдохновляют, а натренированный глаз позволяет выцеплять главное.
6. Создавая динамические описания, используйте глаголы настоящего или прошедшего времени в несовершенном виде — они не двигают действие, а позволяют увидеть их на одной плоскости.
7. Не забывайте о композиционной рамке описания: с чего оно начнётся и чем закончится.
8. Ищите собственный стиль, свежие сравнения и метафоры, которые удивят читателя и вскроют внутренние связи вещей и событий. Как говорил Паустовский, тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
Теперь немного потренируемся. Оставляйте в комментариях свои красочные и ёмкие описания! 👀
#база