Найти в Дзене
Гуманитарщина

Корни христианства

Обычно христианство по умолчанию воспринимают как нечто великое, истинное и уникальное. Как ни странно, рядовому верующему не приходило и не приходит в голову, что христианство, как и вся художественная литература, является лишь переложением того, что уже было сказано. В данном случае — сказано очень давно. В любом художественном тексте есть сюжет — персонажи, их поступки, определённые ситуации и смыслы — рассуждения о жизни, добре и зле, любви, природе человека и т.д. Об этом сегодня и говорим. Начать нужно с географического контекста. В прошлый раз я говорил, что события библии разворачиваются в регионе, который мы сегодня называем Ближним Востоком. Так получилось, что именно в этом регионе возникают первые цивилизации: Месопотамская и Египетская, и ещё чуть правее т.е. чуть восточнее, будет Индийская и Китайская. К моменту написания библии в этом регионе уже несколько тысяч лет была полноценная, развитая культура: там были мудрецы, которых все слушали, священные тексты, сложные и мн

Обычно христианство по умолчанию воспринимают как нечто великое, истинное и уникальное. Как ни странно, рядовому верующему не приходило и не приходит в голову, что христианство, как и вся художественная литература, является лишь переложением того, что уже было сказано. В данном случае — сказано очень давно.

В любом художественном тексте есть сюжет — персонажи, их поступки, определённые ситуации и смыслы — рассуждения о жизни, добре и зле, любви, природе человека и т.д. Об этом сегодня и говорим.

Начать нужно с географического контекста. В прошлый раз я говорил, что события библии разворачиваются в регионе, который мы сегодня называем Ближним Востоком. Так получилось, что именно в этом регионе возникают первые цивилизации: Месопотамская и Египетская, и ещё чуть правее т.е. чуть восточнее, будет Индийская и Китайская. К моменту написания библии в этом регионе уже несколько тысяч лет была полноценная, развитая культура: там были мудрецы, которых все слушали, священные тексты, сложные и многослойные религии, культы, герои и боги на любой вкус. Об этом обязательно нужно помнить. Христианство не появляется из вакуума и не прилетает в готовом виде из космических глубин. Оно, будучи сугубо земным продуктом, так же, как и всё остальное, формируется в некотором географическом, культурном, социальном, политическом, экономическом и каком-угодно ещё контексте. Как всегда, вопрос только в том, можете вы это принять или нет.

Проговорить все сюжеты, которые предлагает библии, в рамках одной статьи невозможно, поэтому скажем лишь о наболее известных.

Троица. С точки зрения христианской догматики, бог является триединым. «Во имя отца, и сына и святого духа» — так часто говорят. Бог-отец, Бог-сын и Святой дух — это три ипостаси христианского бога, сам же он един. Как единица может равняться тройке, а тройка единице — непонятно. Этому очень много удивлялись и в конце концов решили, что это просто не человеческого ума дела. Природа бога недоступна человеческому разуму в принципе — это официальная позиция церкви, и нечего тут обсужадть. Христианином без прыжка веры стать не получится, потому что в триединого бога можно только поверить, ни к какому опыту это отношения не имеет. Но не это главное.

Насколько революционна или хотя бы просто нова идея триединого бога? Ну не очень нова и не очень революционна. В Древнем Египте в зависимости от времени и региона было несколько троиц: Исида, Осирис и Гор; Ра, Атум и Хепри; Ра, Амон и Птах; Амон, Хонсу и Мут. В Месопотамии были Ану, Энлиль и Эйя. В Древней Индии — тримурти т.е. Брахма, Вишна и Шива. Ещё была Геката, матроны и куча всего. Идея троицы — трёх богов, которые представляют собой единое целое — была очень популярна в Древнем мире.

И вот вопрос — почему? Может быть всё на самом деле так? Может быть действительно есть бог и он триедин, а люди до христианства просто как-то не так всё поняли? Конечно, может быть и так, но, скорее всего, нет.

Дело в том, что люди обожают чушь, а если эта чушь ещё и сверхъестественная, то устоять просто невозможно. Многие люди древности и современности, убеждены, что числа это не просто числа. За каждым числом стоит некий скрытый, мистический, эзотерический — что бы это ни значило — смысл. То есть, 1 это не просто 1, 1 — это —начало. 7 — это не просто, 7 — это удача. Всё это мы слышали в Египте, Греции и где-угодно ещё. Как только люди открывают числа, они в них влюбляются и начинают придумывать. А придумывать люди умеют.

Тройка была и остаётся одним из любых чисел людей. Какой смысл можно вчитать в тройку? Точно так же, как и в любое другое число или вещь: какой хотите, такой и вчитывайте. Начало, середину и конец. Рождение, жизнь и смерть. Создание, сохранение, разрушение. Мальчика, мужчину и старика. Тезис, антитезис, синтез. Протон, нейтрон и электрон. Отца, Сына и Святого Духа. Всё именно так и работает. Есть число три, оно вам очень понравилось, в него можно вписать любой фрагмент реальности. Бесконечно примитивно и нелепо, но что поделаешь...

Конечно, сами христиане скажут, что у нас всё по-другому, и вы ничего не понимаете. То — язычество, а у нас — монотеизм, сходство только внешнее, а сущностно это абсолютно разные вещи. Всё это, конечно, неважно, потому что факты на лицо, и вопрос в очередной раз только в том, можете вы их принять или нет.

Кстати, самое потрясающее в том, что в библии вообще нет ни одной строчки где бы говорилось, что бог триедин. Да, крестить нужно во имя Отца и Сына и Святого Духа[1], но Иисус говорит: «Я и Отец — одно»[2]. Слова «троица» в библии нет, как и прямого указания на то, что Отец, Сын и Святой Дух — это одно. Само собой, христианские богословы с этим никогда не согласятся и будут приводить бесчисленные, как они говорят, "косвенные подтверждения", но это их игры. Мы в них не играем.

Как такое могло получиться? Как обычно, это просто позднейшие додумывания, которые родились из церковных споров. Представление о том, что христиансткий бог триедин, появляется у богословов, живших спустя 150 лет после теоретической смерти Христа. Догмат о Троице в окончательном виде был закрёплён лишь в Никео-Цареградском Символе веры (451 год).

Далее — Богочеловек. С точки зрения христианства, Иисус является богочеловеком: одна часть его природы божественная, другая — человеческая. Было ли где-нибудь такое? Да, везде. В Древней Греции и Древнем Риме богочеловеком, судя по всему, был каждый десятый, а если говорим про императоров, то буквально каждый первый. Представление о том, что боги спускаются с небес и живут среди нас в отдельных великих личностях, в общем встречается у всех народов по всему свету.

Одним из немногих честных людей в истории церкви был Иустин Философ, который спокойно писал по этому поводу: «Если мы говорим, что Слово, которое есть первородный Сын Божий, Иисус Христос, Учитель наш, родился без смешения, и что он распят, умер и, воскресши, вознесся на небо, то мы не вводим ничего отличного от того, что вы говорите о так называемых у вас сыновьях Зевса»[3].

Евхаристия. Христиане производят определённые манипуляции над хлебом и вином, это называется «освящение», после этого их употребляют и так образом «причащаются» т.е. как бы соединяются с богом. Если так делать постоянно, то можно обрести жизнь вечную, об этом сам бог говорит прямым текстом.[4]

Откуда всё это берётся? Из той же древности и дикости. Это называется теофагия или богопоедание. Древние люди верили, что через употребление мяса бога или животного, которого они считали особенным, можно приобрести определённые полезные качества: ловкость, выносливость, хорошую потенцию, густые волосы т.д.

В данном случае на место ритуального животного приходят хлеб и вино, потому что, во-первых, времена не такие уж древние, а во-вторых, потому что это доступно и вкусно, а в качестве бонусов целая жизнь вечная. Согласитесь, неплохо: вы регулярно едите булочку, пьёте вино, отлично проводите время и ещё получаете жизнь вечную. Вообще стоит задуматься о переходе в христианство.

Далее — смерть Христа. Сразу отмечу, что несение креста с последующим распятие на нём было абсолютно будничным событием для того времени и региона. Это была распространённая казнь, которой подвергались тысячи людей. Само собой, никто об этом никогда не упоминает, потому что иначе теряется пафос и уникальность. Но не это главное.

Чем по сути является этот сюжет. Нам в сотый раз в человеческой истории предлагают посмотреть на умирающего и воскресающего бога. То, как это будет обставлено — с пещерой или без, на земле или под землёй — абсолютно неважно, потому что суть от этого не меняется. Боги умирали и воскресали, если не у всех, то почти у всех. В Египте умирал и воскресал Осирис, в Греции — Дионис.

Само собой, это только пару примеров. Если приводить все, то физически не хватит бумаги, на это первым обратил внимание Фрезер более ста лет назад.

О мессии, битве добра и зла, конце света и сатане я даже не буду упоминать, потому что эти сюжеты в том или ином виде есть буквально во всех религиях, о каком бы регионе и времени не шла речь. Без этих элементов религия вообще плохо получается. Если есть добро, должно быть и зло. Если есть страждущие, то должен прийти спаситель. Мир когда-нибудь обязательно кончится, и это будет ужасно и т.д.

В конце хотелось бы сказать только об одном сюжета — это всемирный потоп, которого не было. Мы уже касались его в прошлый раз. Дело в том, что очень долго, а именно до конца 19 века считалось, что всемирный потоп — это чисто библейская тема. Конечно, наиболее развитая часть учёных уже тогда понимала, что всё это фейк, но так или иначе сам сюжет всемирного потопа связывался именно с библейским текстом, а не с каким-нибудь другим.

В 19 веке с развитием антропологии и археологии выясняется, что миф о потопе, опять же, в том или ином виде, — это более, чем заурядная вещь: встречается много где и у кого. Но самое главное в том, что первое описание сделано задолго до появления библии. Всё сочинили в Месопотамии, в Шумеро-Аккадской области. Сочинение называется «Эпос о Гильгамеше». Да, тот самый. Если у вас есть гуманитарное образование, то вы наверняка слышали про этот текст.

И тут обязательно найдутся люди, которые скажут: «Так всё-таки было! Был потоп! Ведь сами подчёркиваете, что все об этом пишут и говорят». К сожалению или к счастью, нет, всемирного потопа всё же не было. Были локальные, очень мощные, в этом можно не сомневаться, но всё же локальные.

Давайте держаться здравого смысла и не забывать, что мы имеем дело с людьми. Люди очень впечатлительные, к тому же они обожают преукрашивать. Представьте себя на месте этих максимально примитивных людей древности. Идёт дождь и не кончается. Неделю, может быть, две или ещё больше. Всё смывает и, кажется, что это конец. Как тут удержаться?

Канал в телеграме.

[1] Мф. 28:19

[2] Евангелие от Иоанна 10:30

[3] https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/#sel=52:2,52:47 21

[4] «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. [Зач. 24.] Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.[4] Ионн 6:51.