Найти в Дзене
Гуманитарщина

Чудеса в библии

Сразу нужно сказать, что сегодня христианство в общем никому неинтересно. Им никто уже давно не болеет, а люди, которые называют себя христианами, понятия не имеют, о чём говорят. Никто не знает ни про символ веры, ни про церковную историю, ни прочих деталей, которых миллион и которые вообще-то одинаково важны. Собственно, никому в голову не приходит, что нужно что-то там знать и делать. Достаточно просто по примеру предков со стеклянными, бессмысленными глазами сказать: "Я — христианин!", — и всё — долг исполнен. Никто не ходит в церковь, ничего не соблюдает и живёт своей обычной жизнью с работой, магазинами и детьми. Это называется бытовой атеизм: человек живёт так, как будто нет ни души, ни бога, ни жизни вечной. Его поведение и мышление ничем не отличаются от неверующего, но он почему-то называет себя христианином, мусульманином или кем-нибудь ещё. Вместе с тем о христианстве нужно поговорить подробно, и для этого есть одна большая причина. Очень хочется посмотреть, а что там вообщ

Сразу нужно сказать, что сегодня христианство в общем никому неинтересно. Им никто уже давно не болеет, а люди, которые называют себя христианами, понятия не имеют, о чём говорят. Никто не знает ни про символ веры, ни про церковную историю, ни прочих деталей, которых миллион и которые вообще-то одинаково важны. Собственно, никому в голову не приходит, что нужно что-то там знать и делать. Достаточно просто по примеру предков со стеклянными, бессмысленными глазами сказать: "Я — христианин!", — и всё — долг исполнен. Никто не ходит в церковь, ничего не соблюдает и живёт своей обычной жизнью с работой, магазинами и детьми. Это называется бытовой атеизм: человек живёт так, как будто нет ни души, ни бога, ни жизни вечной. Его поведение и мышление ничем не отличаются от неверующего, но он почему-то называет себя христианином, мусульманином или кем-нибудь ещё.

Вместе с тем о христианстве нужно поговорить подробно, и для этого есть одна большая причина. Очень хочется посмотреть, а что там вообще такого. Христианство имело невероятное влияние на историю этого вида. Люди умирали и убивали за это, они буквально этим дышали. Очевидно, что там должно быть что-то совершенно грандиозное: некие фундаментальные истины, абсолютно непреложные, вечные и, я бы сказал, чистые.

Христианство — это одна из самых заисследованных тем. О христианстве мы знаем гораздо больше, чем о нём нужно знать. Поэтому будет очень много замечаний и вопросов. В то же время никого ни к чему не призываю и ни на чём не настаиваю. Думайте сами и решайте сами.

Сегодня поговорим о характере Творца и о чудесах, но само собой, только о некоторых, самых известных — возьмём Бытие и Исход.

Главным текстом христианства является библия. Библия — это слово бога. В самом прямом смысле. Это истина в первой и последней инстанции. Да, библию писали люди, но только потому, что у них было божественное откровение. Священное Писание т.е. библия является боговдохновенным[1] текстом. Это означает, что она писалась людьми, которых избрал сам бог и которым он даровал благодать. Библия — это слово бога, написанное человеческим языком. Поскольку бог не может ошибаться, постольку библия является абсолютной истиной. Само собой, доказать всё это невозможно, мы просто должны поверить, что это так.

Начинается всё с того, что Бог творит мир из ничто за семь дней, и возраст всего не превышает 7-ми тысяч лет. Считать можно по-разному, часто говорят про 4 тысяч, но мы возьмём 7 — такая точка зрения тоже есть. Это число выводится только из текста библии и больше ни на чём не основывается. 7 тысяч лет — это верхняя граница возраста нашего мира.

С точки зрения современной астрофизики, возраст Вселенной составляет не менее 13 миллиардов лет. Это можно установить по белым карликам, через расширение Вселенной, а ещё лучше через реликтовое излучение. 13 миллиардов лет, — нижняя граница — и 7 тысяч лет — верхняя — это существенное расхождение в оценках. Мы это просто фиксируем. Возражения о том, что творение за 7 дней нужно понимать метафорически, не принимаются, потому что в библии нет этих оговор. В библии не сказано, что этот или другой пассаж нужно понимать не в буквальном смысле, а иносказательно, а библия по умолчанию — это абсолютная истина.

Далее сотворении человека[2]. Бог творит человека по своему образу и подобию. Что конкретно означают эти слова нигде не уточняется, но очевидно, что человек — это совершенно уникальное существо, имеющее особую связь с богом. С точки зрения современной биологии, человек — это млекопитающее, которое принадлежит к виду Homo sapiens[3]. Человек современного типа появился примерно 200 тысяч лет назад и фундаментально ничем не отличается от других животных. Это означает, что он состоит из тех же химических элементов[4], в нём происходят те же процессы, у него есть клетки, кровь, мозг, печень, почки, которые выполняют те же функции, что и у других животных. Своими родственниками человек имеет всё живое, как и любой другой организм на этой планете. Наш общий предок — это одноклеточное существо, которое зовут Лука[5]. Именно из-за него человеческий геном на 85% совпадает с мышами и на 60 с бананом. Нашими самими близкими родственниками являются шимпанзе, на генетическом уровне мы различаемся не более, чем на 2%.

Откуда мы всё это знаем? Из генетики, физической антропологии, палеонтологии, сравнительной морфологии, анатомии, эмбриология, а также по рудиментам, атавизмам, поведенческим и эмоциональным реакциям, мимике, жестам, группам крови, болезням и по многим другим достоверно установленным вещам, которые сегодня может узнать любой желающий.

Далее идёт сюжет о первородном грехе. Бог говорит, что Адам и Ева, первые люди, не должны есть от древа познания добра и зла, а иначе они умрут[6]. Что нужно понимать под «Древом познания добра и зла» и «не есть от него» не разъясняется. Так или иначе Адам и Ева едят, но почему-то не умирают. Бог очевидно не держит своё слово, тем не менее он очень злится и навсегда проклинает Адама, Еву и их потомство.

Во-первых, с точки зрения здравого смысла или повседневной морали, если хотите, Адам ни в чём не виноват. Дело в том, что плод с древа познания добра и зла, чтобы это не значило, ему принесла Ева, которую ввёл во искушение змей. Бог спрашивает Адама: не ел ли ты от древа, с которого я запретил тебе есть? На что Адам отвечает: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел[7]. То есть, Адам буквально ничего не знал, но его всё равно проклинают. Более того за за Адама бог проклинает ещё и землю[8], которая уж точно ни в чём не виновата. Мне это кажется очень странным.

Во-вторых, бог не мог не знать, как всё случится, иначе он не всемогущий. Очевидно, что он знал, как всё будет, тем не менее он их наказывает. Всё выглядит так, как будто бог создаёт себе игрушки, они полностью находятся в его власти, они существуют лишь потому, что такова его воля, и он просто ими играет. Он даёт им свободу, вместе с тем он заранее знает, как будет. Выглядит как неразрешимое противоречие: либо существует свобода и полная неопределённость будущего, либо есть существо, по воле которого есть мир и которое всегда знает, каким будет этот мир в мельчайших деталях. Как бы ни старались богословы, выкрутится здесь не получается, потому что варианта всего два. Свобода воли не совместима с существованием абсолюта, который знает, что будет. К этому мы ещё вернёмся.

Дальше человеки развращаются. Бог, разумеется, в печали, он раскаивается и говорит: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека (так и написано) до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их[9]». То есть, эксперимент не удался и нужно всё переделывать.

Как это недоразумение могло получилось у такого великого существа — непонятно. Чем виноваты люди, которых такими сотворили, не говоря о скотах, гадах и птицах небесных, — непонятно, как и то, какой в этом всём смысл.

И ещё один момент, на который нельзя не обратить внимание, это сам факт раскаяния бога. Как бог может раскаяться в содеянном? Вопрос риторический, как, собственно, и все вопросы по этой теме.

Далее Ноев ковчег. Бог решает нафиг всё уничтожить, за исключением Ноя, который обрел благодать пред очами Господа[10]. Бог даёт подробнейшие инструкции по тому, каким должен быть ковчег. Выглядит он вот так. Это реальная штука, которую построили в США.

Тут нужно сделать одно замечание, которое уже довольно давно напрашивается — зачем так сложно... Зачем потоп и ковчег? Зачем страдания: божественные с раскаянием и человеческие со смертями и болью? Бог — это всемогущее существо. Если бы он захотел, то мог бы просто подумать и всё бы исчезло. Конечно, дело его, но я, как смертный не могу не отметить, что всё снова выглядит очень странно и даже патологично, потому что бог мог не мучать людей и начать всё заново, опять же, просто пожелав, чтобы всё исчезло, но он почему-то проклинает и топит. И это при том, что люди таковы, потому что их сделал такими бог, они существуют лишь потому, что он так пожелал. Во истину, пути господни неисповедимы.

Итак, в ковчег входит Ной со своими родными и пары от всей живности, которая тогда была на земле[11]. Мы очень хорошо представляем, сколько живых организмов было в прошлом — все пары не поместились бы ни в один, ни в 10, ни в 50 ковчегов, ведь мы говорим вообще про всех животных и, кстати, насекомых, потому что они тоже плоть.

Здесь можно было бы сказать про генетику и то, как потомство этих пар, которые, мы помним, вообще не поместились, скрещивалось бы друг с другом, накапливая вредные мутации; можно было бы спросить про то, чем всё это питались, и куда девались кал и моча, которые в больших количествах производит организм. Но мы не будем, потому что не это самое главное. Самое главное — это потоп.

История с ковчегом, которая уже не связана с реальностью, не имеет смыла, если не было потопа. А его, судя по всему, не было. Такие вещи, как всемирный потоп оставляют следы, которые невозможно не заметить[12]. Если бы нечто такое произошло, то мы бы могли всё отследить по изменению ландшафтов и состава атмосферы, но ничего такого не наблюдается. В будущих выпусках скажем почем.

После потопа, которого не было, происходит ещё одна интересная вещь. Бог говорит: «не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал[13]». То есть, всё внимательно проанализировал, подраскинул и просто передумал. Со всеми бывает.

В книге Бытия есть ещё несколько сюжетов, о которых можно было бы сказать, — та же Вавилонская башка и происхождение языков — но мы скажем всего об одной.

Бог говорит Аврааму, что нужно обязательно обрезать крайнюю плоть. И это не рекомендация, это не пожелание, это завет, т.е. всё максимально серьёзно[14]. Опять же, всегда можно сказать, что пути господни неисповедимы, — и так часто говорят, — но всё же я предлагаю подумать.

Есть абсолют, всемогущее существо, невероятно большой и сложной, он её сам создал. Есть человек, тот самый образ и подобие. Всё невероятно пафосно и грандиозно. И вот этот абсолют говорит человеку, что нужно обязательно обрезать крайнюю плоть, а иначе прокляну, откажусь и снова уничтожу. Не знаю, как вас, но лично меня что-то здесь смущает: как будто не соотносятся масштабы.

Это была книга Бытия. Дальше Исход.

Первый сюжет здесь — это пламенеющие, говорящие кусты. Моисей пасёт овец, и ему является бог в виде куста, которой горит, но не сгорает[15]. Вопрос о том, зачем бог выбирает такие сложные пути — в данном случае пути коммуникации, по-прежнему остаётся открытым, но, как всегда, не это главное.

Обычно это место никак не комментируют — мол, чудо — и чудо, — но на самом деле такой кустик есть и в довольно больших количествах. Он называется ясенец белый или неопалимая купина. Растёт он много где, в частности в том регионе, где Моисей пас овец, и где вообще разворачиваются все события библии т.е. на Ближнем Востоке. Это растение выделяет эфирные масла, которые могут воспламеняться, при этом с самим кустом ничего не будет[16].

Честно говоря, когда читаешь, представляется картина поэффектнее, но в реальности всё выглядит так. Что делать с этим фактом— думайте сами.

Дальше казни египетские и, собственно, Исход евреев. Господь наказывает Египет за то, что фараон не даёт евреям свободы. При этом бог сам говорит, что он ожесточает сердце фараона. То есть, если бы фараон действовал по совей воле, всё, вероятно, было бы по-другому. Фараон, в конце концов, соглашается евреев отпустить, потом бог в очередной раз ожесточает его сердце, чтобы показать, какой он крутой[17], фараон пускается в погоню, и тут выясняется, что кони фараона бессмертны[18].

Дело в том, что в 5 казни бог устроил мор всего скота[19], в 7 — обрушивал гром, молнии и огненный град[20], а в 10 вообще нафиг убил всех первенце и у людей, и у животных[21]. Все эти несчастья с лёгкостью переживают кони фараона, на которых тот и гонится за евреями. Тут нельзя не спросить, кто же всё-таки круче: бог или кони? Судя по описанию, кони, потому что, как бы бог не старался, их вообще ничего не берёт.

Теперь по другим казням. Например, наказание кровью[22] очень похоже на беллетризованные красные приливы, которые случаются и по сей день. Три дня без солнца[23] очень похожи на столь же беллетризованные песчаные бури, из-за которых солнца в среднем не видно 1-3 дня. И так далее. Ссылку на все чудеса оставлю в описании[24], но, разумеется, тут не надо глубоко капать, всё это общеизвестные вещи.

От казней переходим к скинии. Бог говорит Моисею, что нужно делать приношения. Зачем генеральному директору Вселенной приношения каких-то баранов не очень понятно. Но продолжаем. Бог говорит, что для приношений и, видимо, просто, чтобы всё было цивильно, нужно сделать скинию, которая выглядит вот так. Скиния — это походный храм, там можно делать жертвоприношения и молится.

В этой части бросается в глаза количество деталей. Инструкции по сооружению ковчега — это ничто по сравнению с инструкциями по сооружению скинии. Бог описывает всё в таких подробностях, что каким бы ты ни был заинтересованным читателем, всё равно невольно начинаешь засыпать. Прописано абсолютно всё: покрывала, брусья, шесты, занавески, столбы, елей, алтарь, умывальник, одежды священников; даны указания по всем размерам и материалам. Все эти описания занимают семь глав[25].

Конечно, можно сказать, что я придираюсь или просто в силу ограниченности своего ума не могу понять божественного замысла, но всё-таки: зачем всё это? Зачем вся эта нелепая возня? Ведь мы продолжаем говорить про самое могущественное существо во Вселенной, мы говорим про Создателя с большой буквы. Ну неужели для такого крутого существа действительно имеет принципиальное значение, из какой ткани будут сделаны покрывала, и какого они будут цвета?[26]

Пока все эти вопросы мы оставляем без ответа.

Это было самое начало библии, всего лишь две книги, а уже есть над чем подумать. Подобных чудес в библии очень много, но всё это проговаривать нет ни времени, ни сил, ни смыла. Думаю, что для некоторой доли сомнения оснований достаточно. А нам больше ничего и не нужно.

Канал в телеграме.

[1] «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21), (Исх.4:12; 2Цар.23:2)

[2] И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Бытие 1:27

[3] Внутриутробное развитие зародыша, выкармливание потомства молоком — это признаки млекопитающих (Биология, 8 класс)

[4] Наше тело примерно на 99% кислорода, водорода, азота, углерода, кальция и фосфора. Еще пять элементов составляют около 0,85% от оставшейся массы: сера, калий, натрий, хлор и магний. На непосредственно божественное приходится не более 0,15%

[5] LUCA — last universal common ancestor=последний универсальный общий предок

[6] а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.
Бытие 2:17 — Быт 2:17:
https://bible.by/verse/1/2/17/

[7] жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Быт. 3:12

[8] — Быт 3:17: https://bible.by/verse/1/3/17/

[9] Бытие 6:7 — Быт 6:7: https://bible.by/verse/1/6/7/

[10] Бытие 6:8

[11] Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Бытие 6 стих 18-19

[12] «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». Быт. 7:11-12

[13] Бытие 8 стих 21

[14] Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол Бытие 17:10

[16] https://www.youtube.com/watch?v=cOVxFLJnRAw

[17] Исх 14:4

[18] Исх 14:9

[19] Исход 9 стих 6

[20] Исх. 9:23-25

[21] Исх. 12:29

[22] Исх. 7:20,21

[23] Исх. 10:22-23

[24] https://bibleap.com/desyat-kazney-egipetskikh-chudo-ili-chud/

[25] Исх. Глава 25 и далее

[26] Исх. Глава 26

-2