Легенда — это легенда, даже если ей пришлось немного постоять в запасе. После небольшого перерыва танк Т-80 выпустили из гаража, модернизировали, и теперь он не просто готов потягаться с современными «братьями», он готов их превзойти.
Как двигатель танк спас
«Летающий» танк Т-80 поступил на службу в 1976 году. Прозвище он получил за уникальную «прыгучесть». Так, в 1993 году на международной выставке оружия IDEX в Абу-Даби он полностью дискредитировал американский «Абрамс», прыгнув с трамплина на 14 метров. «Абрамсу» такое и не снилось.
Особенностью конструкции Т-80 стал газотурбинный двигатель (ГТД), установленный под руководством главного конструктора Николая Попова и придававший танку небывалые ТТХ.
«Это был прорыв по технологиям. Попов — великий конструктор, ему первому в мире удалось поставить газотурбинный двигатель на танк. У США это не получилось тогда», — рассказывает о разработке генеральный директор «КБ Транспортного машиностроения» Игорь Шумаков.
Именно преимущества, даваемые ГТД, в частности, приспособленность к низким температурам, спасли Т-80 от забвения. Дорогое массовое производство в 90-е свернули, но уже выпущенные 5 тысяч единиц законсервировали. Позднее про танк вспомнили и отправили на модернизацию. Так с 2017 года на Уралвагонзаводе производятся Т-80БВМ.
Обновлен и не сломлен
Применение современных технологий к советским инженерным подвигам сделало Т-80БВМ лучшим танком российской армии по соотношению цена — боевая эффективность. Ближайший к нему Т-90М с дизельным двигателем тоже частично модернизируется, но в основном производится с нуля. Что же идет в зачет?
Во-первых, Т-80БВМ обходятся в несколько раз дешевле. По неподтвержденным официально, но схожим в разных источниках данным, переоснащение «восьмидесятки» обходится в 80 млн рублей против 330 млн за новый Т-90М.
Во-вторых, высокая эффективность и выживаемость Т-80БВМ, обусловленная упомянутым выдающимся газотурбинным силовым агрегатом. Он дает фору не только при движении вперед, но и разгоняет танк задним ходом до 25 км/ч. Т-90М это недоступно. Скорость его заднего хода до недавнего времени составляла немногим более 5 км/ч. Теперь показатель почти дотянули до 15 км/ч, но это всё еще не 25.
Ростех, предприятие которого работает над Т-80, не скрывая эмоции, гордится своими успехами.
«Благодаря модернизации повысились основные боевые качества танка: его огневая мощь, защищенность, подвижность и командная управляемость. При этом Т-80БВМ сохранил способность хорошо работать на самом лютом морозе, что дает ему широкие перспективы в освоении Арктики. Танк по-прежнему может заводиться при температуре -40 ℃, разгоняться по прямой до 80 км/ч, делать эффектные полицейские развороты и рекордные прыжки», — говорится на сайте госкорпорации.
Ну и в-третьих, Т-80 не нужно производить с нуля. Пятитысячный запас этих танков ждет на базах долговременного хранения. Всё, что нужно делать, это изымать их оттуда, капиталить двигатель и ходовую, которая, кстати, унифицирована тем самым Т-90М, дооснащать электроникой и отправлять в эксплуатацию.
Так хорошо вам не намодернизировать
Понятно, что новое производство Т-90М гораздо сложнее и затратнее в техническом, ресурсном и финансовом плане.
Ладно, «девяностый» тоже можно выпускать путем усовершенствования, но так ловко, как с Т-80 не выйдет. Тут и запас исходников сильно меньше, и объем работ иной. Даже в случае доведения какого-нибудь Т-90А до уровня Т-90М к машине пристраивается полностью новая башня с доработанным автоматом заряжания, к тому же напичканная всевозможной электроникой. Так что выигрыш в стоимости получается не столь большим, чтобы говорить о кардинальном значении и преимуществе модернизации.
А тем временем на Уралвагонзаводе уже поговаривают и о новеньких Т-80, производство которых может быть совсем не за горами. Значит, нам будет, что еще сравнить. Но это уже другая история…
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Срочные новости будут в закреплённых сообщениях.