Самое время писать на тему «Как переехавшие на юг северяне выживают в жару». Где-то недавно прочла, что нынешний зной 2024 года в Крыму претендует на звание жары века. Многовато рекордов за последний год. Ноябрьский ураган 2023 года уже почти официально признан ураганом века – во всяком случае, словосочетание это частенько звучало из уст главных лиц Республики. И вот снова метеорологи пророчат климатический рекорд.
Как я чувствую себя, когда градусник в глубокой тени приближается к отметке + 35?
Наверное, это покажется кому-то бравадой, но крымские + 40 мне кажутся цветочками по сравнению с северными +30.
Может быть это упрямство? Я же тут публичный апологет лета. Надо соответствовать ).
Недавно поднималась с моря по нашим крутым лестницам. В самое пекло – в середине дня. Ещё и рюкзак с камнями за спиной (для маньяков погода не писана).
Тащу свою ношу и считаю – раз ступенька, два ступенька, три! Ну прямо как ромашки в ТилиМилиТрямдии! Главное не смотреть наверх, и не видеть, сколько ещё "ромашек" осталось.
Взгляд из-под шляпы выхватывает степные травы. Ромашек, на самом деле, среди них нет, но есть множество других, не менее милых цветочков, травинок и кустиков.
Стоят! Без полива, без тенёчка! Цветут и плодоносят! Тоже апологеты!
Хватаюсь за перила, подтягивая себя с камнями наверх. Перила же деревянные, вроде так нагреваться не должны... Но видно у всего есть предел. Перила горячие.
И в голове крутится вымышленный диалог (мозг в жару отдыхает, но где-то на периферии что-то, видно, ещё работает). Разговаривает со мной само знойное крымское лето (угу...).
- «Что, и вот таким меня любишь?».
Раз ступенька, два ступенька.
- "Ага!"
- "А завтра будет ещё жарче! Всё равно любишь?"
Три ступенька!
-"Ага!".
Да, есть тут что-то от упрямства.
Конечно, меня спасает море.
Поплещешься в его волнах, и словно получаешь дополнительный заряд. Не свежести. Нет. Пока поднимешься с пляжа, свежесть, увы, уже растеряна. Но некий заряд терпения на весь оставшийся день море всё же дарит.
К тому же, даже в кисельное марево до нашей террасы долетает иногда его спасительный бриз.
Если бы не было этого чудесного природного вентилятора, было бы намного тяжелее. Как южане переживают жару вдали от водоёмов? Наверное, выручают бассейны. И кондиционеры.
А теперь самое время удивиться. У нас нет кондиционера! Ни в квартире, ни на даче. Не понимаем мы, северяне, зачем в домах нужны какие-то белые коробки на стенах. В офисе, ладно. Пусть жужжат. Там они как-то вписываются в интерьер - жалюзи, кондиционеры, письменные столы с оргтехникой. Но дома?!!
Вот такие мы дикие! Ну нет у северян привычки продырявливать свои стены для этих конструкций. Хотя жара на севере переносится очень трудно. Слова в начале статьи о том, что крымские +40 цветочки по сравнению с северными +30 – это не оговорка. И не для красного словца написано.
Дело в том, что на севере не хватает кислорода. И если вдруг случится жаркое лето, то оно становится испытанием похлеще, чем зима. Жарко и нечем дышать. Машины скорой помощи так и мечутся по улицам города.
Помню, как однажды в ухтинской квартире в такое лето я вдруг поняла, что до вечера можно не дожить. А дожить надо, так как в кроватке посапывает малыш, а муж, как всегда, в отъезде. И тогда я развесила на двери и окна мокрые пелёнки, намотала их на голову и вокруг себя и, почувствовав небольшое облегчение, сразу стала звонить маме, чтобы поделиться с ней идеей спасения. Потом придумала способ проще – вставать прямо в домашнем платье под душ и мочить из пульверизатора шторы.
Здесь же, в южных широтах, воздух, хоть и раскалён, но живой! Дорогие южане, вам может показаться это издевательством, но я уверяю, что в самый жгучий зной здесь есть чем дышать!
Я люблю свою малую Родину, свой северный край. Но, прожив несколько лет в Крыму, я обнаружила, что даже жара, которой так пугали меня при переезде, переносится на юге легче.
Так как же мы живём без кондиционера? Наш каменный дом как термос какое -то время держит прохладу. Днём мы его "запечатываем" - закрываем окна и двери, наглухо зашториваем комнаты. А вечером после захода солнца всё открываем настежь до утра.
Но если жара затягивается, и температура ночью почти не опускается, тогда наш термос начинает сдавать. Раза два за все годы, что мы проводим здесь лето, такое бывало. Но обычно нам везло - как только дом прогревался, жара уходила на убыль.
Сегодня в доме терпимо, но что будет, если зной зависнет над нашими краями надолго? Неужели придётся нам сдаться и повесить белый чудной агрегат на стену? И перестать быть дикими ).
А вот кого мне искренне жаль, так это Скифа. Он бедняжка даже в доме, в комнате с плотно закрытыми шторами старается улечься под стол – ищет по привычке тень. Под скатертью ему кажется прохладнее.
Его рыжая роскошная шуба сейчас совсем обесценилась.
Он и сам ей не рад.
Мы иногда полушутя, полусерьёзно, поглаживая его шелковистую шёрстку, предлагаем ему побриться. Но я где-то слышала, что это плохой вариант. При аномальной жаре у стриженых котов может сбиться природный механизм теплорегуляции. Так что, не рискуем.
Скиф сейчас чаще лежит на террасе или в доме. Глупыш, всё старается лечь на коврики.
Нет, чтобы на прохладной плитке устроиться. Но Скиф так любит комфорт!
Да и для кого-же это всё постелено?
А если уходит в сад, то ищет укромное местечко под растениями.
Иногда прямо удивляешься, как виртуозно он вписывается в пятно тени!
Но иногда в игре в прятки с солнышком Скиф проигрывает. Спрячет голову в тень и лежит. Думает, спрятался.
А если его подвинуть, обижается. Я сам с усам!
Заканчиваю, пожалуй, свой рассказ и иду на море. За очередной порцией терпения. Знаю, снова насобираю камней, снова буду отчитывать ступеньки и мысленно упрямо отвечать крымскому лету: «Ага! Люблю!».
Всем доброго, солнечного, но лучше с ветерком, дня. И если вам вдруг покажется, что чего-то в жизни уже слишком, то вспомните, что всё познаётся в сравнении.
Спасибо, что со мной.