Литературный триллер про секты с атмосферой «Настоящего детектива» — это про новую книгу Веры Богдановой «Семь способов засолки душ», которая 28 июня вышла в формате сериала в сервисе «Букмейт». Аудиоверсию озвучили Дмитрий Полонский (голос Вуди Харрельсона) и тру-крайм журналистка Саша Сулим.
По сюжету «Семи способов засолки душ» Ника — дочь бывшего лидера тоталитарной секты, который умер много лет назад. Но вернувшись в родной город, героиня обнаруживает, что дело её отца живёт, а последовательницы уже других сект продолжают исчезать.
Вера Богданова рассказала VK Гиду, что отличает её «Семь способов засолки душ» от других историй про секты и почему ей сложно найти общее с её героиней.
Секты и сектанты время от времени всплывают в литературе. В 2016 году были «Девочки» Эммы Клайн, в 2020-м вышел «Риф» Поляринова и т.д. Смотрели ли вы на истории коллег, вдохновлялись ли чем-то? Что нового по теме стремились сказать в своём книжном сериале?
В романе Клайн мы видим, как попадают в секту (в данном случае в «Семью Мэнсона»), а «Риф» рассказывает о пути деструктивной личности и методах промывки мозгов. В «Семи способах засолки душ» я хотела в первую очередь показать, что бывает после секты — с бывшими сектантами, с их родственниками, с детьми, которые выросли в культе и на которых лежит тень грехов их отцов.
Также одна из важных тем книжного сериала — это стигматизация как психических заболеваний, так и людей, попавших в секту, — считается, что они какие-то неправильные, раз повелись на банальную и, казалось бы, очевидную манипуляцию. Но так хорошо рассуждать со стороны, а по факту в секту может попасть кто угодно, оказавшийся не в том состоянии не в том месте не в то время.
«Семь способов засолки душ» — это история о том, как один измотанный человек, лишённый голоса и сил, пытается повлиять на очевидную несправедливость. Я хотела написать о беспомощности и зыбкости реальности, о том, как легко в секту попасть и как сложно оттуда выбраться. Механизм контроля и промывки мозгов в тоталитарных организациях похож на механизм домашнего насилия, о котором я говорила в романе «Сезон отравленных плодов» (вышел в 2022 году. — Ред.). Но в итоге благодаря желанию помочь другим людям героиня отбрасывает прежнюю стратегию выживания и начинает действовать, доказывая себе тем самым — я личность, я существую.
Роднит ли вас что-то с главной героиней Никой?
В каждом герое есть частица автора, этого не избежать: во время написания мы вживаемся в наших персонажей для того, чтобы они звучали и выглядели убедительно.
Возможно, мы похожи нетерпимостью к несправедливости и нежеланием молчать. В целом, героиня «Семи способов засолки душ» — девушка непростая, тут сложно найти точки соприкосновения. Она — дочь давно умершего главы одиозного культа в алтайском городе. Она видит галлюцинации и проверяет реальность камерой телефона. Она не может представляться своим настоящим именем, потому что в ней видят не её саму, а преступления её отца. Её преследуют журналисты, охочие до сенсаций. Её преследуют сектанты, уверенные в том, что она — наследница своего отца, великая шаманка, и её галлюцинации — это не симптом болезни, а проявление магической силы. По документам она недееспособна, но чувствует, что способна хоть чуть-чуть встроиться в общество и хочет работать и жить как все. И она очень хочет помочь своему новому знакомому Роме найти его сестру, которая ушла в секту и пропала.
Посоветуйте произведения (книгу, сериал, фильм), которые атмосферой напоминают «Семь способов засолки душ». Расскажите, почему именно они.
Во-первых, первый сезон [сериала] «Настоящего детектива» — похож тягучей атмосферой, галлюцинациями и сверхъестественным, вплетённым в расследование. Во-вторых, [сериал] «Мост» — не американский, а оригинальный — шведско-датский. На «Мост» «Семь способов засолки душ» похожи также атмосферой и странной героиней, которая не умеет общаться с людьми.
Ваши книги довольно разные — и жанрово и по темам, которые в них поднимаются. С чего порекомендовали бы начать тому, кто ещё не знаком с вашим творчеством?
Это зависит от того, что читатель предпочитает. Если он любит психологические драмы и готов отправиться в наше прошлое — 90-е и нулевые, — то «Сезон отравленных плодов». Если ему нравятся антиутопии, то «Павел Чжан и прочие речные твари», действие которого происходит в недалеком будущем, где Россия попала под влияние Китая, а главный герой пытается добиться справедливости. Если предпочитает скандинавские детективы и мистические триллеры — то «Семь способов засолки душ», в которых галлюцинации главной героини смешиваются с реальностью до такой степени, что уже сам читатель перестает отличать, где правда, а где ложь.