Более общительные, но менее компетентные
Проведенное исследование показало: люди, которые любят посплетничать на работе, воспринимаются как более общительные, но менее компетентные. Им с большей вероятностью доверят помощь в организации общественных мероприятий, но с меньшей вероятностью спросят их совета по этическим вопросам.
Соавтор исследования Нахид Ибрагим из бизнес-школы Университета города Лидс утверждает, что сплетни остаются «ценной формой обмена информацией».
«Они часто помогают людям ориентироваться на рабочем месте и получить информацию, обычно недоступную по формальным каналам. Например, как новичок на рабочем месте, вы, вероятно, хотели бы узнать, каково работать с другими коллегами, кто с кем ладит, а кого следует избегать».
«Сплетни также помогают людям понять организационную культуру и помогают людям строить отношения». И на самом деле, практика сплетен имеет глубокие эволюционные причины.
«В ранних человеческих сообществах сплетни помогали людям судить о действиях и репутации других, гарантировать, что все следуют правилам, и налаживать связи между членами группы. Таким образом, сплетни можно рассматривать как отличительную черту человека с хорошими связями и обширной сетью знакомых».
«Однако сплетни также можно рассматривать как форму морально осудительного проступка, поскольку сплетники часто делятся личной и конфиденциальной информацией о других, с явным намерением навредить их репутации или без такого намерения».
Более того, сплетни обозначают определенными ярлыками, такими как «пустая болтовня», «досужие разговоры» и тому подобное, что предполагает, что сплетни на рабочем месте можно считать пустой тратой времени — времени, которое в противном случае можно было бы посвятить более значимым и продуктивным занятиям.
«Следовательно, хотя сплетники считаются более общительными, чем те, кто не сплетничает, они также считаются менее моральными и компетентными».
Социальный эксперимент
В целях исследования ученые представили 1400 участникам гипотетические сценарии на рабочем месте об их коллеге «Алексе» в пяти различных экспериментах. Исследователи использовали гендерно-нейтральное имя, чтобы избежать предрассудков. В каждом эксперименте половине участников сказали, что Алекс любит поболтать и что «будь то повседневные события в компании или личная жизнь их коллег, хорошая или плохая, Алекс рассказывает обо всем этом». Другой половине сказали, что Алекс не любит участвовать в болтовне о других и не говорит много о повседневных событиях в компании или личной жизни своих коллег.
В одном из экспериментов участников попросили оценить Алекса по различным аспектам его личности.
Те, кому рассказали о сплетнике/сплетнице Алексе, оценили его/ее как более общительного, но менее морального и компетентного человека.
В другом эксперименте участникам сказали, что им нужно решить один важный этический вопрос в своей компании — в частности, как обращаться с сотрудниками, которые получили подарки от клиентов, превышающие допустимую стоимость, — и пойдут ли они к Алексу за советом по этому поводу.
Те, кому представили образ Алекса как болтуна, ответили, что с меньшей вероятностью обратятся к нему или к ней за советом.
В следующем эксперименте люди, которым сказали, что им нужно организовать приветственный обед для новых сотрудников в их компании, где целью мероприятия было создать «теплую и гостеприимную обстановку, чтобы новички могли установить связи со своими коллегами и почувствовать сильное чувство принадлежности», с большей вероятностью выражали готовность попросить о помощи Алекса, любителя или любительницу сплетен, чем Алекса, который не любит сплетен.
Социальный психолог объясняет
По словам Ибрагим, сплетни на рабочем месте могут быть хорошими и плохими. «Организации очень похожи на социальные сообщества, и сплетни играют важную роль в обеспечении их эффективного функционирования», — сказала она.
«Они способствуют установлению отношений между членами коллектива, прокладывая путь для эффективного сотрудничества. Сплетни часто помогают раскрыть проблемы на рабочем месте, о которых можно было бы не сообщать по официальным каналам, и могут помочь повысить моральный дух сотрудников».
«Однако сплетни также могут нанести вред отдельным лицам, группам и организациям в целом. Они могут нанести ущерб репутации отдельных лиц и создать недопонимание между членами коллектива, нарушая командную работу и сотрудничество. Объекты сплетен часто могут испытывать более низкий моральный дух и более высокое недовольство работой, что может привести к подаче официальных жалоб и претензий».
Результаты исследований о роли сплетен в трудовых коллективах были опубликованы в научном Журнале экспериментальной социальной психологии. (По материалам британской прессы).
Подпишитесь, чтобы получать обновление по этой и другим актуальным темам!