80,6K подписчиков

Следы великих потопов и грандиозных цунами – на Марсе

620 прочитали
Слово «потоп» в некотором смысле ключевое. Если оно используется, очень велика вероятность прочитать какую-нибудь глупость.

Слово «потоп» в некотором смысле ключевое. Если оно используется, очень велика вероятность прочитать какую-нибудь глупость. Без потопов, – обязательно забытых или даже скрываемых, – альтернативная мысль, как без пряников. И тем больше ненависти вызывают сообщения, что геологам, например, удалось отследить на берегах Мексиканского залива линию, до которой дошла волна поднятая 66 миллионов лет падением астероида в Чикшулубе. Потоп, тем более, произошедший тысячи, а не десятки миллионов лет назад, – это не то, что может «потеряться». Вода оставляет следы. Все относительно недавние события подобного рода на Земле отлично известны.

...А теперь и на Марсе нет уже простора для свободного полёта фантазии. Грандиозные гидрологические явления там происходили только в далёком прошлом, – не менее 2.5 миллиардов лет назад. Но следы их наблюдать даже проще. Всё отпечатавшееся на коре геологически мёртвой планеты будет сохраняться вечно.

Слово «потоп» в некотором смысле ключевое. Если оно используется, очень велика вероятность прочитать какую-нибудь глупость.-2

Собственно, первым доказательством существования в прошлом на Марсе гидросферы стали заснятые ранними межпланетными станциями «русла рек». Разрешение снимков тогда было так себе, но и «русла» – такими, что трудно их не заметить. По пескам красной планеты, кое-где сметая валы кратеров, катились потоки до 100 километров шириной и сотни метров глубиной, – настоящие текущие моря, в сотни раз полноводнее Амазонки… Их и до сих пор именуют «реками», хотя быстро стало ясно, что это следы явлений, не имеющих близкого аналога на Земле.

Почти сразу внимание исследователей привлек тот факт, что «реки Марса» текут не с гор к морям… Да и вообще очень уж коротки. Начинается русло, обычно, от структур, именуемых «хаосами» – лабиринтов невысоких хребтов и оврагов. Тянутся же до ближайшей низменности, – например, крупного кратера. Где и обрываются, – чего по логике не должно бы быть, грандиозный поток скоро низменность бы переполнил... Следовательно, «река» существовала лишь дни, или, максимум, недели.

Слово «потоп» в некотором смысле ключевое. Если оно используется, очень велика вероятность прочитать какую-нибудь глупость.-3

Потоки возникали уже в Амазонийскую эру, – между 3.5 и 2.5 миллиардами лет назад, когда Марс уже высыхал и замерзал, но извержения ещё продолжались. Падение давления привело к замерзанию, а затем к испарению морей. Пар же в истощающейся атмосфере быстро превращался в снег, тогда ещё покрывавший не только полюса, но и тропические регионы Марса. Постепенно снежники спрессовывались в ледники и заносились пылью. Так моря уходили в вечную мерзлоту… Но извержения, как отмечалось выше, продолжались.

Разливающаяся же лава приводила к таянию мерзлоты на большой площади. И тогда из под покрытого вулканическим пеплом грунта ударяли горячие ключи, – даже гейзеры, выбрасывавшие кипяток на высоту до одного километра. По мере же выхода воды, – обычно уже насыщенной солями из растворённых пород, а потому не спешащей испаряться, провинция вдруг начинала проседать, образуя тот самый хаос. Устремившись по оврагам, под шапкой пара, ещё повышавшего давление, ручьи сливались в поток. Последний же представлял собой зрелище адское, запредельное. Даже если б не струи пара, близкий на Марсе горизонт не позволял наблюдать противоположный берег, – только волны, достигающие высоты десятков метров и водовороты насколько хватает глаз…

Слово «потоп» в некотором смысле ключевое. Если оно используется, очень велика вероятность прочитать какую-нибудь глупость.-4

Скатившись же в низину, – а в одном случае поток низвергается в 10-километровую пропасть каньона Маринер, – вода остывала, замерзала и испарялась, чтобы снова распределиться по поверхности Марса в виде снега и уйти в мерзлоту.

...Вопрос, когда стоковые явления на Марсе происходили – не совсем правомерен. Они не прекратились вдруг, а постепенно, по мере уменьшения сейсмической активности, утрачивали интенсивность. Самые величественные русла образовались между 3.5-3 миллиардами лет назад. Но с повышением разрешения удавалось различить всё больше таких же, но мелких русел. И долгое время верхний предел, – рубеж, начиная с которого жидкая вода на поверхности Марса не появлялась, – датировался на уровне 1.3 миллиарда лет назад. Данные выводы, однако, опроверг китайский аппарат, обнаруживший, – конечно, уже не «реку», а крошечный ручеёк, – возрастом 700 миллионов лет назад. Из космоса такое русло заметить было не реально, – только в упор, по характерным для текущей воды отложениям.

Слово «потоп» в некотором смысле ключевое. Если оно используется, очень велика вероятность прочитать какую-нибудь глупость.-5

...Однако, Амазонийскому периоду на Марсе предшествовал Гесперийский, когда на планете текли вполне обычные реки, а вода наполняла моря и даже небольшой океан. И тогда на Марсе тоже происходили наводнения, – хотя уже и иной природы. На снимках сделанных из космоса удалось заметить следы двух цунами, – и даже мегацунами, – датируемых 3.5 и 3.4 миллиардами лет назад. Ко времени второго события полярный океан Марса мог уже покрыться льдом, – но это едва ли что-то меняло.

В обоих случаях цунами были вызваны падением в океан тел диаметром около 20 километров. Что, впрочем, не привело к пробитию коры, которая на Марсе толще земной, – тогда как вторая космическая скорость ниже. Тем не менее, импакты привели к образованию кратеров, сравнимых по диаметру с Чикшулубским и образованию волн, в условиях низкой силы тяжести достигавших высоты 250 метров.