Найти в Дзене

Правдивые истории из университетской жизни. Научные публикации. Часть 2.

Первую часть статьи можно прочитать здесь Еще один вопрос, который, по нашему мнению, необходимо обсудить – участие студентов в научных конференциях.
Как известно, научная конференция предоставляет участникам множество возможностей: - возможность напрямую обсудить результаты с экспертами, получить замечания и учесть их при дальнейшей публикации результатов в научных
журналах;
- возможность установить научные контакты с другими участниками и договориться о сотрудничестве, что при личной встрече удобнее, чем в переписке;
- возможность быстрее опубликовать информацию о своей работе в сборнике трудов конференции, чем это обычно происходит в журналах;
- для молодых участников - возможность расширить свой кругозор, быть замеченными более опытными коллегами и, возможно, найти работу. Сразу хочу отметить, что я не против участия студентов в научной деятельности – это похвально, когда студенты действительно проявляют интерес к науке. Только давайте посмотрим на это с точки зрения

Первую часть статьи можно прочитать здесь

Еще один вопрос, который, по нашему мнению, необходимо обсудить – участие студентов в научных конференциях.
Как известно, научная конференция предоставляет участникам множество возможностей:

- возможность напрямую обсудить результаты с экспертами, получить замечания и учесть их при дальнейшей публикации результатов в научных
журналах;
- возможность установить научные контакты с другими участниками и договориться о сотрудничестве, что при личной встрече удобнее, чем в переписке;
- возможность быстрее опубликовать информацию о своей работе в сборнике трудов конференции, чем это обычно происходит в журналах;
- для молодых участников - возможность расширить свой кругозор, быть замеченными более опытными коллегами и, возможно, найти работу.

Сразу хочу отметить, что я не против участия студентов в научной деятельности – это похвально, когда студенты действительно проявляют интерес к науке.

Только давайте посмотрим на это с точки зрения жизни стоя на земле.

В университетах, как правило, существуют формальные показатели, касающиеся как проведения научных конференций, так и участия в этих конференциях студентов. Эти показатели входят в план работы факультетов и кафедр. На некоторых кафедрах обязательным критерием при защите выпускной работы является наличие у студента научной публикации. А еще часто преподаватели «рекомендуют» студентам принять участие в тех или иных конференциях, или просто сообщают, что наличие публикации дает студенту возможность повысить свои оценки или баллы на экзамене или зачете.

А далее все согласно законам рынка – есть спрос – есть и предложение. Попробуйте ввести в любом поисковике фразу «научные конференции для студентов». Вам будет выдано бесконечное количество таких сайтов.

При этом, справедливости ради, нужно отметить, что есть и реальные конференции, действительно организовываемые университетами. Участие в них - бесплатное. К чести таких университетов, они берут на себя все расходы по рецензированию, редактированию и публикации материалов конференции, при этом конференции, как правило, проводятся офлайн.

Второй вариант - конференции, которые организовываются университетами или кафедрами совместно с «дружественным» сторонним издательством. Здесь уже участие для студентов платное – в районе одной тысячи рублей. При этом требования к материалам значительно ниже, чем в конференциях, материалы которых проходят через университетские издательства. Такие конференции значительно реже проводятся в формате офлайн.

Но большая часть конференций – это что-то типа «научная ежемесячная конференция, стоимость – от 100 рублей за страницу, за диплом участника – еще сколько-то рублей…». Здесь речь идет о формировании сборника материалов так называемой конференции и его регистрация в РИНЦ. Есть разные варианты – участие бесплатно, а заплатить нужно только за диплом участника; диплом бесплатный, но за публикацию нужно заплатить и т.д.

Повторюсь, я на против участия студентов в научной деятельности, однако в большинстве случаев не идет речи о представлении результатов исследований или обсуждении проблем и тенденций. Здесь основной аргумент – участие.

Хорошо это или плохо? Я не раз слышал доводы о том, что у студентов, благодаря участию в конференциях, вырабатывается навык написания научных текстов, приобретается опыт и т.д. Но давайте посмотрим правде в глаза – у студентов формируется понимание того, что наука – это лишь бы что-то написать и опубликовать; важен не результат исследования, а важен факт участия.

Ну и вишенка на торте – это «ненавязчивый совет» об обязательности цитирования студентами в своих зачастую далёких от науки текстах статей тех, кто настоятельно рекомендует им публиковаться. Как вариант – это правка статьи с добавлением цитирования на себя или на нужные статьи. Это позволяет поднять индексы цитирования, которые также являются формальными показателями при оценке эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава.

Что имеем в итоге? Постепенно у студентов вырабатывается компетенция, которую можно назвать примерно так – «способен работать не на результат, а представлять видимость работы». А если эта компетенция становится универсальной, то не позавидуешь никому…

Другие материалы, касающиеся университетской жизни с точки зрения стоя на земле, можно прочитать в подборке Правдивые истории из университетской жизни.

Благодарю за то, что читаете мой канал! Подписывайтесь, здесь будет много информации с точки зрения жизни стоя на земле!