Предназначение всех живых людей - учиться ради открытия всё новых и новых непостижимых миров. Обычно люди делятся на две категории - победители и побеждённые; в зависимости от этого они становятся гонителями или гонимыми. Человек попеременно находится то в одном, то в другом из этих состояний до тех пор, пока не научится видеть. Видение рассеивает иллюзии побед, поражений, страданий. Для видящего ничто не остаётся прежним, ему приходится пересматривать все ценности без исключения. Чтобы стать видящим нужно быть воином, а не ноющим ребенком. Бороться не сдаваясь, не жалуясь, не отступая. И всё это лишь для того, чтобы понять, что в мире нет ничего, что имело бы значение. Воин живёт действием, а не мыслью о действии. Он выбирает путь сердца и следует по этому пути. Он делает лучшее из того, что может, во всём, во что он вовлечён. У воина нет ничего, кроме его безупречности.
Чтобы стать воином, человек, прежде всего, должен полностью осознать свою собственную смерть. Беспокойство в связи с возможностью умереть заставляет человека замкнуться на себе. Поэтому необходима отрешённость. Тогда идея неизбежности смерти не превращается в манию, а становится безличной. На пути воина человек постоянно сталкивается с угрозой полного уничтожения и поэтому неизбежно начинает осознавать свою смерть. Без осознания смерти человек остаётся обычным человеком, совершающим заученные действия. Он не обладает мощью и способностью к концентрации, чтобы отведённое ему на земле время превратить в силу. Обычно люди заняты своими мыслями и редко принимают ответственность за то, что они делают. Воин принимает ответственность за все свои действия. Принять на себя ответственность за свои действия - это значит быть готовым умереть за них. Дух воина не привязан ни к индульгированию, ни к жалобам, как не привязан он ни к победам, ни к поражениям. Единственная его привязанность - битва, и каждая битва, которую он ведёт, - его последняя битва. Поэтому исход битвы для него практически не имеет значения. В этой последней битве воин позволяет своему духу течь свободно и ясно. И когда он ведёт эту битву, он знает, что воля его безупречна. И поэтому он смеется. Воля - это то, что заставляет воина побеждать, когда его рассудок говорит ему, что он повержен. Воля - это то, что делает воина неуязвимым.
Главной задачей на пути воина является уничтожение чувства собственной важности. Воин должен быть легким и текучим. Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим и пустым. Его действия, равно как и действия его близких, имеют для него значение лишь потому, что он научился думать, что они важны. Однако все вещи и явления в мире равнозначны в том смысле, что они одинаково не важны. Ни одна вещь не может быть важнее другой. Все явления, вещи, действия имеют одинаковое значение и поэтому не являются чем-то важным. Человек слишком много думает о своей персоне, из-за этого он закрывается от окружающего мира и цепляется за собственные аргументы. Поэтому, кроме проблем, у человека не остаётся ничего. Человек постоянно обновляет мир, наделяет его жизнью, поддерживает его своим внутренним диалогом. Он выбирает свой путь в соответствии с тем, что он говорит себе. Так он повторяет тот же самый выбор ещё и ещё, до тех пор, пока не умирает. Потому что он продолжает всё тот же внутренний диалог.
Когда человек перестает разговаривать с собой, мир становится для него таким, каким он должен быть. Когда человек достигает терпения, он находится на пути к своей воле. Он знает, как жить. Его смерть сидит рядом с ним. Они друзья. Человек учится без всякой спешки, потому что он знает, что он ждёт свою волю. Однажды он добивается успеха в свершении чего-то, что обычно совершенно невозможно выполнить. При этом он может даже не заметить своего необычного поступка. По мере того как он продолжает совершать необычные поступки или по мере того как необычные вещи продолжают случаться с ним, человек начинает осознавать проявление какой-то силы, исходящей из его тела. Сначала она подобна зуду на животе или жжению, которое нельзя успокоить. Затем это становится болью, большим неудобством. Однако чем сильнее боль, тем лучше для него. Сильной воле всегда предшествует сильная боль. Сильная воля позволяет шаману пройти сквозь пространство в бесконечность.
Карлос Кастанеда