Мифология шумеров, одной из древнейших цивилизаций, существовавших в Месопотамии, оставила значительный след в культурном и религиозном наследии человечества. Влияние шумерских мифов простирается далеко за пределы их времени и места, проникая в религиозные тексты иудаизма, христианства и ислама. Эта статья исследует, как шумерская мифология была интегрирована в Пятикнижие Торы, Ветхий Завет Библии и, в конечном счете, Коран.
Шумерская мифология: Обзор
Шумерская цивилизация существовала в Южной Месопотамии (современный Ирак) около 4500-1900 годов до н.э. Шумеры оставили богатое наследие в виде мифов и эпосов, среди которых наиболее известны мифы о создании мира, потопе и героические сказания о Гильгамеше. Эти тексты сохранились на глиняных табличках, записанных клинописью.
Ключевые мифы шумеров
- Энки и Нинмах: миф о создании человечества.
- Энума Элиш: вавилонский эпос о создании мира, тесно связанный с шумерскими мифами.
- Эпос о Гильгамеше: история о шумерском царе и его поисках бессмертия.
- Миф о потопе: рассказ о всемирном наводнении, напоминающий библейскую историю Ноя.
Влияние на Пятикнижие Торы
Сотворение мира
Первый из шумерских мифов, который нашел свое отражение в Пятикнижии Торы, это миф о сотворении мира. В шумерском мифе бог Энки (в некоторых вариантах Эа) и богиня Нинмах создают человечество из глины. В книге Бытия, Бог создает человека из праха земного и вдыхает в него дыхание жизни (Бытие 2:7):
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою."
Всемирный потоп
Миф о потопе, представленный в эпосе о Гильгамеше и других шумерских текстах, имеет прямые параллели с историей Ноя в книге Бытия. В обоих случаях божество решает уничтожить человечество за его грехи и избирает одного праведного человека, чтобы сохранить жизнь на земле. В шумерской версии это Утнапиштим (Зиусудра), а в библейской – Ной.
В эпосе о Гильгамеше богиня Иштар решает уничтожить человечество, но бог Энки предупреждает Утнапиштима, чтобы он построил ковчег и спасся:
"Слушай, Утнапиштим, и знай: Демонское множество людей мы уничтожим, Неведение уничтожит их навсегда."
В Библии Бог предупреждает Ноя и даёт ему инструкции по строительству ковчега (Бытие 6:13-14):
"И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи."
Влияние на Ветхий Завет
Истории героев
Эпос о Гильгамеше оказал влияние на ветхозаветные истории о героях и царях. Например, некоторые мотивы из жизни Гильгамеша можно увидеть в историях о царе Давиде и других великих библейских фигурах. Гильгамеш, как и Давид, сталкивается с множеством испытаний и поисков, что отражает древнюю традицию героических повествований.
Законодательные тексты
Шумерские кодексы законов, такие как Кодекс Ур-Намму и Законник Хаммурапи, предшествовали и, вероятно, повлияли на еврейское законодательство, представленное в Торе. Принципы справедливости и наказания, изложенные в шумерских законах, находят свои параллели в заповедях и правовых нормах Ветхого Завета.
Например, в Кодексе Хаммурапи:
"Если человек нанесёт вред другому человеку, его следует наказать таким же образом."
Аналогично в книге Исход (Исход 21:24):
"Глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу."
Влияние на Коран
Истории пророков
Истории о потопе, сотворении мира и праведных людях были переняты и адаптированы в исламе. В Коране можно найти историю Нуха (Ноя), которая напоминает библейскую и шумерскую версии потопа. Мусульманская традиция также содержит истории о сотворении человека и других пророках, которые имеют корни в древнем шумерском эпосе.
В Коране, Сура 11:37-38:
"И построй ковчег под Нашим присмотром и по Нашему откровению. И не обращайся ко Мне относительно тех, которые были несправедливы; ведь они будут утоплены. И стал он строить ковчег. И всякий раз, как мимо него проходили вожди его народа, они смеялись над ним. Он сказал: 'Если вы смеетесь над нами, то и мы будем смеяться над вами, как вы смеетесь.'"
Мораль и этика
Этические нормы и принципы, представленные в шумерских мифах, нашли свое отражение в учениях Корана. Как и в шумерской религии, ислам подчеркивает важность справедливости, милосердия и покорности божественной воле.
Исторические параллели и их влияние на современное общество
Исторические параллели между шумерскими мифами и религиозными текстами Торы, Ветхого Завета и Корана свидетельствуют о глубоком культурном взаимодействии древних цивилизаций. Эти мифы, перенесённые через поколения, играли ключевую роль в формировании религиозных и этических норм, которые до сих пор влияют на миллионы людей по всему миру.
Влияние на современное общество
- Религиозные обряды и традиции: Мифы о сотворении мира и потопе продолжают оказывать влияние на религиозные обряды и праздники в иудаизме, христианстве и исламе. Например, история Ноя отмечается в виде праздников и ритуалов, связанных с водой и спасением.
- Этические нормы: Принципы справедливости, изложенные в древних шумерских кодексах, продолжают быть основой современных правовых систем. Законы о наказаниях и воздаянии за преступления, впервые записанные в Месопотамии, находят своё отражение в правовых системах современных государств.
- Культурное наследие: Литературные и художественные произведения продолжают черпать вдохновение из древних мифов. Истории о Гильгамеше, сотворении мира и потопе вдохновляют авторов, художников и кинематографистов, создавая новые интерпретации древних сюжетов.
Таким образом, мифология шумеров оказала значительное влияние на развитие религиозных текстов, правовых норм и культурных традиций, которые остаются актуальными и значимыми до сегодняшнего дня.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые статьи!
Оставляйте Ваше мнение в комментариях и переходите в другие соц. сети:
TELEGRAM CHANNEL: https://t.me/one1three