03 мая 2011 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 1 рубль «Биплан У-2» серии «История русской авиации» (каталожный № 5109-0100).
Подписывайтесь на канал Нумизматика как хобби, чтобы не пропустить что-нибудь интересное!
Серебряная монета номиналом 1 рубль (масса общая - 8,53 г, масса драгоценного металла в чистоте - 7,78 г, проба сплава - 925) имеет форму круга диаметром 25,0 мм, толщина - 2,20 мм.
С лицевой и оборотной сторон монеты по окружности имеется выступающий кант.
На лицевой стороне монеты в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска «2011 г.», справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
На оборотной стороне монеты в центре диска - изображение биплана с двумя пятиконечными звездами, на фюзеляже и на хвостовом киле, за ним на голубом фоне - пять закругленных белых полос, три слева и две справа; слева вверху, над крылом самолета - горизонтальная надпись: «У-2», слева внизу вдоль канта - надпись полукругом: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ».
Оформление гурта: 200 рифлений.
Монета изготовлена качеством «пруф».
Авторы:
Художник и скульптор: А.А. Брынза.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Тираж: 5 000 штук.
Историко-тематическая справка
Многоцелевой биплан У-2 («учебный-второй»), созданный под руководством Н.Н. Поликарпова в 1928 г., стал одним из лучших и самых известных отечественных самолетов. Он имел множество модификаций самого разнообразного назначения, как например, для сельского хозяйства, пассажирских перевозок, санитарных целей, связи, аэрофотосъемок, экспериментов и т.п. По конструкции У-2 относился к типу одностоечного биплана с отечественным мотором М-11 мощностью 100 л.с. Его каркас выполнялся из дерева с тканевой обшивкой. Самолет разрабатывался для первоначального обучения летчиков и обладал хорошими пилотажными качествами и маневренностью. Сам самолет и его двигатель оказались на редкость удачными и надежными. В течение более двух десятилетий М-11 оставался практически единственным двигателем для отечественной легкомоторной авиации.
Первый полет на У-2 был выполнен летчиком-испытателем М.М. Громовым 7 января 1928 года. Весной того же года самолет демонстрировался на Международной авиационной выставке в Берлине, после чего в 1929-1930 гг. на заводе «Красный летчик» он был внедрен в серийное производство.
В 1932 году появился учебно-боевой вариант самолета (У-2ВС), который мог поднимать шесть 8-килограммовых бомб на держателях и был оборудован пулеметной точкой.
С началом Великой Отечественной войны серийные самолеты У-2 стали переделывать в легкие ночные бомбардировщики, появились различные варианты машины с бомбовой нагрузкой от 100 до 350 кг. К 1943 году на фронтах действовало до 70 авиаполков легких бомбардировщиков, оснащенных самолетами У-2, которые в ночное время наносили бомбовые удары по переднему краю и ближнему тылу противника, бомбили склады, аэродромы, колонны. Особое место в этих боях занимали женские авиационные полки, сформированные в октябре 1941 года под руководством Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой.
После смерти Н.Н. Поликарпова в 1944 году самолет в честь его создателя переименовали в По-2. В 1945 году главным конструктором Г.И. Бакшаевым самолет был переконструирован. Были унифицированы все его существовавшие модификации, которые в результате были сведены к трем вариантам По-2 (учебный), По-2А (аэропыл) и По-2С (санитарный лимузин). Все три модификации самолета имели 92% одинаковых деталей, что способствовало их массовому выпуску.
После войны По-2 выпускались заводами Министерства авиационной промышленности до 1949 года. Всего за период с 1929 по 1949 год было построено 32711 самолетов У-2 и По-2.
Технические параметры У-2 и По-2:
Взлетная масса, кг: 964 кг (По-2 — 1023 кг);
Скорость: 150 км/час;
Практическая высота полета: 4200 м (По-2 3300 м);
Длина: 8,17 м;
Размах верхнего крыла: 11,4 м;
Размах нижнего крыла: 10,6 м;
Экипаж: 2 чел.
Источник: По материалам, представленным Объединенной авиастроительной корпорацией России.
По состоянию на 08 июля 2024 года стоимость монеты в капсуле находится в диапазоне от 3250 рублей до 4000 рублей.
О других монетах, посвященных истории русской авиации, читайте в подборке: История русской авиации - в монетах
Спасибо за внимание!
Если Вам интересно, пожалуйста, поставьте 👍 и не забудьте подписаться на канал Нумизматика как хобби!
Всем желаю удачи и пусть Ваши коллекции пополняются новыми, красивыми и желанными приобретениями!