Найти в Дзене

Путешествуем по заброшенным аэродромам на Северо-Западе России. Тут больше не взлетают самолеты

Оглавление

За много лет путешествий по России и, в частности, по Северо-Западу нашей страны, не раз натыкался на заброшенные аэродромы. Когда-то они служили для стратегической и истребительной авиации и принимали грозные боевые самолеты. В начале 2000-х годов многие гарнизоны и их взлетно-посадочные полосы (ВВП) в отдаленных районах нашей страны были заброшены. Некоторые из них в настоящее время практически полностью разрушены. Взлетно-посадочные полосы зарастают травой, кустарниками, а то и деревьями, пробивающимися из-под стыков бетонных плит. А иных аэродромах и бетона уже не осталось – всё растащили. Где-то неплохо сохранились подземные ангары и другие подсобные помещения, а где-то мы видим лишь развалины зданий и сооружений, обслуживающих аэропорты. Картина, в целом довольно печальная – видим руины былой развитой цивилизации.

Вот в этой статье хочу рассказать, о нескольких таких аэродромах. Знаю, что их на самом деле гораздо больше.

Аэродром Каргополь-2 (Архангельская область)

N 61° 33.240' E 40° 20.550'

В 1988 году здесь начали свои работы военные строители, начавшие расчищать от леса огромную стройплощадку. Население городка Каргополь-2 достигло 3000 человек. Военнослужащие переоделись в черную морскую форму — ВВС передал объект морской авиации. Началось расширение военного городка, строительство третьего городка — для батальона аэродромного обслуживания, и взлетно-посадочной полосы длиной 4000 метров. На аэродроме должны были базироваться бомбардировщики Ту-22 М3.

В ноябре 1988 году успешно прошли испытания космического комплекса «Буран». С тех пор пошли слухи, что полосу строят для космического челнока. Правда, офицеры, служившие в 1988 и позже, клянутся и божатся, что ни в каких документах «Буран» не упоминался. Что, впрочем, не значит ничего — и они не врут, и аэродром мог не исключать двойного назначения.

В 1992 году, когда стройку законсервировали, инженерный полк расформировали, будущего не стало. В 1995 году и морская авиация отсюда ушла. У кого-то началось умирание, у кого-то — борьба за выживание.

Недостроенные городок для летчиков и обслуги аэродрома
Недостроенные городок для летчиков и обслуги аэродрома

Из всех аэродромов, что нам приходилось видеть – этот в худшем состоянии. Бетонных плит нет вообще. Взлетная полоса активно зарастает лесом.

Бывшая ВПП
Бывшая ВПП

Зато доехать сюда несложно. От трассы, что ведет военному городку Каргополь-2 (недалеко от Няндомы), точке N 61° 38.100' E 40° 18.700', надо повернуть на грунтовую дорогу ведущую на юг, к остаткам аэродрома. И примерно через 9 км она привет вас на место. Проехать можно практически на любой машине.

Аэродром под Гирвасом (Республика Карелия)

N 62° 28.960' E 33° 45.120'

Аэродром под Гирвасом начали сооружать незадолго до войны – в 1940 г. Он создавался для нужд 72-го отдельного авиационного полка. Его база была расположена на аэродроме Бесовец, а под Гирвас полк планировал летом выходить в лагеря. Здесь была столовая, здания под штабы и стоянка для воздушного транспорта. Прежняя взлетно-посадочная полоса располагалась перпендикулярно существующей сегодня, была ориентирована с севера на юг. Окруженный с трех сторон невысокими сосенками аэродром подходил к самому Пальозеру. Боевые крылатые машины, автомобили, землянки для летчиков и техперсонала располагались в лесополосе и были хорошо замаскированы. На опушке стояло здание столовой. С одной стороны аэродрома - Пальеозеро, с других – сосновый лес. Весь воздушный и наземный транспорт и землянки были замаскированы в лесополосе.

Боевые вылеты совершались до сентября 1941 г. Многие из пилотов были смертельно ранены в бою. Их хоронили рядом с ВВП.

В сентябре 1941 г. 72-ой авиационный полк покинул территорию части под натиском финнов. Во время оккупации финны оборудовали ангары для техники, жилые помещения, построили склады, мастерские. На аэродроме располагалась база истребителей Brewster F2A Buffalo модификации B–239 − американских самолетов, поставлявшихся в Финляндию еще до войны. При отступлении финские войска заминировали аэродром так, что от построек почти ничего не осталось.

Изначально аэродром под Гирвасом был необходим для обслуживания маленьких самолетов, но позже его модернизировали для крупных авиамоделей. Большую часть территории покрыли щебнем, частично уложили асфальт, взлетную полосу – металлом. Аэродром стал устойчив к погоде и нагрузкам, здесь садились и взлетали бомбардировщики.

С 1951 года на территории аэродрома располагалась база отдельной разведывательной авиационной эскадрильи (ОРАЭ). Через 7 лет её переформировали в разведполк (ОГРАП).

Здесь обучали и подготавливали летчиков.

Вылеты совершались на самолетах ИЛ-28 и истребителях-разведчиках МиГ-15.

Проведенные в 1960 г. в советской армии масштабные сокращения затронули и авиацию. Воинскую часть расформировали, но Гирвасский аэродром остался в качестве запасного. Учебные полеты продолжались. В начале 80-х годов прошлого века этот аэродром использовала в летний сезон поисково-съемочная экспедиция с самолетами Ан-2. Военные охраняли и содержали объект до 1992 года. Здесь были расположены казармы для солдат-срочников, СКП, радиостанции, а взлетная полоса освещалась. После 1992 года всё забросили. Есть легенды, что здесь было несколько нелегальных посадок Ил-76 с контрабандой из Китая.

На 2024 год аэродром числится в статусе запасного, но не используется.

Аэродром под Гирвасом
Аэродром под Гирвасом

Попасть сюда не сложно. С дороги соединяющей трассу Р-21 «Кола» и Гирвас сворачиваем в точке N 62° 28.317' E 33° 45.720' или N 62° 28.525' E 33° 44.655 на грунтовую дорожку на север, и примерно через 1,5 км в первом случае или 700 м во втором, будете прямо на ВПП.

Полоса длиной 2300м . Можно погонять на машине.
Полоса длиной 2300м . Можно погонять на машине.

Кстати, если пересечь взлетную полосу, грунтовками можно выехать на красивое озеро Пальеозеро. Там много мест для стоянок и хорошие пляжи.

Аэродром Талый Ручей (Мурманская область)

N 66° 53.950' E 33° 52.300'

Аэродром Талый Ручей (Умба Северозападный) являлся оперативным и запасным аэродромом для противолодочных авиационных полков гарнизона Морской авиации Северного флота Федотово (ранее Вологда-18).

Длина взлетной полосы 3500 метров. Принимал на свою полосу Ту-142 и другие самолёты. Был построен ориентировочно в 1963 году и функционировал вплоть до 1993 года.

В настоящее время часть зданий разрушена, часть законсервирована. Большинство бетонный плит взлетной полосы и рулежных дорожек на своём месте благодаря тому, что почти все въезды так или иначе перекрыты. Пешком пройти не проблема, а вот найти заезд, это тот еще квест. Главное правило: не искать заезд непосредственно у аэродрома, в ближайшей точке, так как там точно все перекрыто. Надо начинать искать издалека. И осторожнее, встречается колючая проволока.

Заброшенная ВПП аэродрома Талый Ручей
Заброшенная ВПП аэродрома Талый Ручей

Мы заезжали по координатам N 66 54,738 E 33 52,680. Заезд доступен только кроссоверам и джипам, и я не уверен, что этот заезд долго будет открытым. Осторожно поехали мимо колючей проволоки и далее до точки: N 66°54.649′ , E 33°52.564′ . Здесь надо очень круто повернуть налево. И далее постепенно держась вправо выскочили метров через 200-300 на бетон. Здесь держимся левее и выезжаем на полосу. Готово! Можно кататься по взлетке:))

Аэродром Талый Ручей. Можно покататься по взлетке
Аэродром Талый Ручей. Можно покататься по взлетке

Аэродром Хариусный (Мурманская область)

N 67° 23.173' E 34° 12.732'

Это запасной полевой аэродром 987 Морского Ракетно Авиационного Полка (МРАП), который базируется в знаменитом Североморске-3. Здесь же работал 574 МРАП (в/ч 26840). Аэродром носит гордое название Хариусный, он же Березовка, по названию посёлка. Наверное, не надо рассказывать, чем там занимались в свободное от полетов время?! Этот асфальт принимал на себя 79 легендарных тонн ТУ-16. Да, да, тот самый стратегический бомбардировщик, одна из модификаций которого перевозила ядерные боеголовки.

А сейчас в глухой тайге центра Кольского полуострова затерялась нитка военного аэродрома. Вокруг на десятки километров пустота. Нет деревень, нет жителей. Давно уже умерла дорога Октябрьский – Умба. Нынче в Хариусном не сохранилось никаких целых построек — только асфальт и лес. И руины различных зданий в лесу, да остатки колючей проволоки на полусгнивших столбах.

Руины служебных строений аэродрома
Руины служебных строений аэродрома

А раньше это был запасной аэродром морского ракетно-авиационного полка, принимающий стратегические бомбардировщики Ту-16.

ВПП вытянута почти строго север-юг, асфальт, длина 3000 метров, ширина 100 метров (как МКАД!!!), параллельно проходит рулежка, чуть более скромных размеров.

Аэродром Хариусный
Аэродром Хариусный

Между ними полоса леса шириной метров 250. Рулежка и ВПП соединены четырьмя перемычками. На южном и северном конце ВПП нарисованы числа. Это магнитный курс взлета (для сверки и установки курсовой системы перед взлетом). На рулежке три заасфальтированных кармана с промаркированными местами для стоянки бортов. Всего 27 мест. В местах стоянок ширина рулежки достигает вообще колоссальной ширины - 200 метров.

Карманы для стоянки уже начинают зарастать деревьями. Еще не критично, но процесс пошел. А вот ВПП на удивление в отличном состоянии.

Деревья на рулежке прорастают сквозь трещины в бетоне
Деревья на рулежке прорастают сквозь трещины в бетоне

Добраться сюда довольно сложно. Аэродром находится немного в стороне от дороги Октябрьский – Умба, в 12 километрах к югу от пгт. Октябрьский. Рекомендовать ездить здесь я не буду никому. Дороги тамочень так себе. Хотя на всех картах ее рисуют как дорогу с покрытием, не верьте. Там нет не только никакого покрытия, но и сама дорога доступна только крепким духом и нервами. Трасса сейчас проходима пожалуй только для полного привода и автомобиля с большим дорожным просветом. Но в сухую погоду, кроссовер типа Дастера или Шкоды Йети может доехать.

Военный аэродром Вещево (Ленинградская область)

N 60° 39.950' E 29° 11.670'

Военный аэродром Вещево построен в 1952 году. Расположен в 23 км восточнее города Выборг Ленинградской области. С весны 1952 года на аэродроме несли боевое дежурство «вахтовым методом» эскадрильи на МиГ-15 из 41-й истребительной авиадивизии ПВО (Пушкино). С марта 1952 года на аэродроме базируется 20-я истребительная авиационная дивизия ПВО в составе:

- 57-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк ПВО (с 03.1952 г. по 01.06.1978 г.) на самолетах МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и Су-9;

- 180-й гвардейский истребительный Сталинградский Краснознаменный авиационный полк ПВО на самолетах МиГ-15.

Летом 1952 года полки, получив МиГ-15 приступили к боевому дежурству на аэродроме.

Летом 1953 года был введен в строй аэр. Громово, куда был перебазирован 180-й гвардейский истребительный Сталинградский Краснознаменный авиационный полк ПВО. Осенью 1978 года из города Пушкин на аэродром перебазировался 66-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, входивший в состав ВВС Ленинградского военного округа (в/ч 61849).

Ангары в Вещево
Ангары в Вещево
Ангары в Вещево
Ангары в Вещево

Ещё это аэропорт связан со знаменитым угоном самолета в конце 1980хх годов. 8 марта 1988 года семьёй Овечкиных был угнан самолёт Ту-154, следовавший по маршруту Иркутск — Курган — Ленинград. В самолёте находились 170 человек. Угрожая оружием и бомбой, с помощью которой они намеревались взорвать самолет, террористы потребовали у экипажа изменить курс и лететь в Лондон. Пилотам удалось убедить угонщиков, что для такого длительного перелета самолету необходима дозаправка. Воздушное судно посадили на военный аэродром «Вещево», разъяснив Овечкиным, что это уже Финляндия (на воротах одного из самолетных ангаров специально сделали надпись «AIR FORСE»). Но, увидев рядом с ВВП советских солдат, террористы поняли, что их обманули. В ярости они убили бортпроводницу Тамару Жаркую. В это время группа захвата (спецназ МВД) подъехала к самолету на бензозаправщике и, ворвавшись в салон через кабину пилотов и хвостовую часть, открыла огонь. Во время штурма братья, решив покончить с собой, взорвали бомбу. От взрыва погиб только один из братьев, остальных расстрелял старший брат, перед этим застреливший мать, которая и руководила угоном самолета, после чего застрелился сам. В живых остались только 28-летняя Ольга Овечкина и 17-летний Игорь Овечкин. При штурме погибли 3 заложника, 35 ранены. Самолет сгорел.

В 1989 году 66-й апиб был передан в авиацию Балтийского флота, переименован в 66-й отдельный морской штурмовой авиационный полк и введён в состав боевых сил Балтийского флота.

В 1993 г. было принято решение о расформировании в/ч 61849 «Вещево». Последний боевой взлёт был осуществлен с аэродрома 25 ноября 1993 года. 1 декабря 1993 года 66 авиационный полк был расформирован. За всё время существования полка в авиационных происшествиях не было потеряно ни одного летчика.

После ухода военных аэродром сразу же привлек внимание правительства Ленинградской области. Был разработан проект, который предполагал конверсию военного аэродрома в гражданский грузовой аэропорт (ОАО «Аэропорт „Выборг“»). Но проект провалился, и государственное предприятие было решено приватизировать. Большая часть имущества предприятия уже распродана, осталась только взлетно-посадочная полоса с демонтированными плитами и рулежные дорожки. С 31 июля 2002 г. решением Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти предприятие признано банкротом, открыто конкурсное производство. Кроме того, приватизация была проведена с нарушениями действующего законодательства: взлетно-посадочная полоса и некоторое другое имущество были заявлены как земельный участок.

Руины приаэродромных строений
Руины приаэродромных строений

В начале 2015 года у выборгской администрации проявились идеи реконструировать этот бывший аэродром под грузовой аэропорт. Через него планировалось "переваливать" до 450 тыс. т. грузов в год. Однако пока ничего не изменилось. К тому же в начале 2015 года Арбитражный суд СПб и Ленобласти принял решение признать незаконным отказ администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в приватизации земли бывшего аэропорта.

Бетонные плиты практически все вывезли

Твердого покрытия больше нет
Твердого покрытия больше нет

Заезд на территорию аэродрома в точках N 60° 39.950' E 29° 11.670' или N 60° 40.554' E 29° 10.592'. Но заезды нередко покрапывают, но народ накатывает объезды. Хотя в последнее время появляется информация, что территория стала охраняться более усиленно.

Аэродром в Громово (Ленинградская область)

N 60° 42.925' E 29° 11.287'

Военный аэродром Громово находится в Приозерском районе Ленинградской области. На данный момент является действующим и принадлежит Министерству обороны. Т.е аэродром не совсем заброшен: частично он используется и охраняется.

На аэродроме под поселком Громово базировался с 1953 по 2002 г. 180й гвардейский Сталинградский Краснознаменный истребительный авиационный полк. Сам аэродром схож с тем, что под поселком Вещево, удивительно как еще двери не подавали на метал и бетонку не растащили…

Ангары с огромными дверьми.
Ангары с огромными дверьми.
Бетонное покрытие ещё есть
Бетонное покрытие ещё есть
Ангары
Ангары

Что там сейчас, сказать сложно. Информации я не нашел. Вроде как используется для нужд авиации МЧС.

Но часть аэродрома заброшена и не охраняется. Сюда можно спокойно проникнуть. На неохраняемой территории (ранее здесь располагалась 2 я эскадрилья 180 полка) находятся заброшенные огромные ангары, в которых когда-то хранили самолеты. Сами ангары, двери и механизмы их закрытия впечатляют. Особого внимания заслуживает природа, здесь наглядно видно как природа возвращает себе ранее забранные человеком территории. Тихое интересное место в окружении природы Карельского перешейка.

Рулежная полоса
Рулежная полоса

Свернув с хорошей асфальтированной дороги на Портовое в точке N 60 43.033’ E 30 07.920’ вы оказываетесь сна грунтовой дорожке. По ней можно проехать метров 100. Далее проезд завален мусором, но на внедорожнике при желании проехать можно. Но проще пройти пешком. На земле ваялся сбитая табличка, что это запретная зона, проезд (проход) запрещен. Но колючая проволока порвана и лежит на земле. Так что на территорию свободный, вокруг нет ни души. Ангары, конечно, разграблены, но большинство дверей еще не срезаны охотниками за ломом, а на некоторых еще остались шестерни приводов. Рядом множество построек и бункеров различного назначения - можно походить, осмотреть.

Бункеры
Бункеры
  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!