Можно ли было в Советском Союзе выбраться за границу и если можно, то у кого это получалось? Скажу однозначно – можно. Не то, чтобы «На ура», но можно.
Когда мы жили в Советском Союзе, то нам и в голову не приходило, что мы живём за «Железным занавесом». В 70-е годы, я помню, что никто и не рвался поехать за границу. Как-то заграничная поездка воспринималась, как нечто очень далёкое от нашей жизни. Интересно, конечно, было бы съездить. Посмотреть, как там бедняги капиталисты справляются.
Советский Союз идёт вперёд «семимильными» шагами, а у них развитие всё замедляется и замедляется, с каждым днём всё хуже и хуже. И как они не понимают, что капиталистический путь тупиковый. Пример же перед глазами. Смотрите на показатели Советского Союза. Число стран социалистической ориентации постоянно увеличивается, так как всё больше людей в мире понимают, какой путь развития правильный. Наверное, капиталисты чисто из-за упрямства упёрлись, хотя сами тоже всё понимают.
Вот так примерно мы рассуждали в 70-е годы.
Моя мама работала инженером планового отдела в одном из управлений министерства металлургии. В 1977 году она ездила в заграничную поездку в Польшу и Чехословакию. Оформление выездных документов прошло без всяких проблем. Бумаг много пришлось заполнять. Ещё я сам слышал, как мама рассказывала сестре, что на собеседовании в райкоме и комитете обстановка благожелательная. Задали дежурные вопросы на политические темы, типа: «Кто руководитель Коммунистической партии США?». Поездка получилась дорогая, а бытующее мнение о сложности выезда за границу оказалось сильно преувеличенным.
Что любопытно, но я мог съездить за границу раньше мамы. И возможности такие были. У нашей школы существовал договор с Германской Демократической Республикой. Группа школьников отправлялась в дружественную поездку в Германию недели на две. Ездил шестой или седьмой класс. А после на две недели к нам в Ленинград приезжала группа немецких школьников. И так каждый год. Уже не помню, какое было размещение. Вроде, в Германии наши школьники жили в частном секторе. Образно говоря, размещались по домам. Как мы размещали немцев, я не знаю. Частный сектор не годился. Наше жильё - сплошные коммуналки. Может в какой-нибудь ведомственной гостинице?
Учился я хорошо и почти гарантированно попадал бы в группу для поездки, но…. Когда я учился во втором классе – поездки прекратились. Не помню уже, что явилось этому причиной. Не повезло нам.
Во время учёбы в железнодорожном техникуме мы с товарищем по учебной группе предприняли попытку поехать за границу через БМТ (Бюро молодёжного туризма) «Спутник». Как положено, написали заявления, а дело стоит. Никак не можем получить от учебной части и комитета комсомола необходимые бумаги. Как только мы не нажимали, куда только не обращались. Потом уже, в личной беседе, сотрудник особого отдела мне сказал:
- В моей практике с техникумов через «Спутник» никто не ездит за границу. Ваша учебная часть не знает, какие нужны документы. Соответственно не может их составить. Да и боятся всего нового. Потому и волынят.
- То есть никакой надежды? – спросил я.
- Ты же в ЛИИЖТ планируешь идти. Вот студентом института и поедешь. Поверь мне, в 20 лет интереснее будет поехать за границу, чем в 17.
Так что провалилась наша попытка выезда. Можно сказать, и в этот раз не повезло.
Ну а выехал я в первый раз за границу уже в 1988 году. Выбрал Болгарию, потому что летом хотел поехать на пляжный курорт. Тут особо и не о чем писать. Оформление не доставило никаких хлопот. В моей памяти никакие трудности не отложились. Всё прошло на рядовом, будничном уровне. Может потому, что ехал в Болгарию. А может требования к выезжающим были уже не те. Сама поездка мне понравилась. Десять дней на пляжном курорте (Mura Hotel) плюс четыре дня поездка по городам Болгарии. Единственный жирный минус, но это чисто для меня, так это само море. В Адлере или Леселидзе отойдёшь от берега на 7 – 8 метров, и вода тебе по шею. А тут дно совсем пологое. Для детского курорта это хорошо. И ещё, чуть волна – спасатели купаться запрещают. Какие-то робкие порядки.
Как гражданин СССР я успел ещё в 1991 году поехать в международный круиз по Средиземному морю. Теплоход «Шота Руставели». По современным меркам это так себе круизное судно. Но летом 1991 года он нам казался огромным (177 метров в длину) и шикарным. Правда, в порту Пирея, недалеко от нас, пришвартовался новёхонький круизный лайнер "Crown Odyssey". На его фоне наш «Шота Руставели» выглядел бедной золушкой.
В заключение о том, насколько «Железный занавес» был непреодолим. Рассматривая только систему выезда за рубеж, «Железный занавес» был очень избирательным. Я бы его назвал железным фильтром. То есть он определял (считай, фильтровал), кому можно ехать, а кому нет. Моё мнение, так в Москве и тем более в Ленинграде жёсткие требования были только к «рабочему классу». Из «работяг» поехать за границу мог исключительно член партии. А так, если у тебя высшее образование, официально работаешь, замечательно если в серьёзной организации или на руководящей должности, то никаких проблем. Собирай документы и готовь деньги выкупить тур. Единственная проблема – цена. Зарубежные поездки были дорогими.
Отдельно можно упомянуть больших руководителей и партийных деятелей. Для этих товарищей ограничений на выезд вообще не существовало. Препятствием было только отсутствие дипломатических отношений.
Так что заграница нам была доступна, но претендентов было немного. Ну а когда число желающих кратно увеличилось, то и препоны к выезду исчезли. В конце мая 1991 года на паспортном контроле в Одессе мы с компаньоном предъявили документы, а нам сотрудники говорят: «Ха-ха! С 20 мая выездная виза больше не нужна, но вы всё равно молодцы, что сделали». Вот, пожалуй, и всё о «Железном занавесе».
Все фотографии взяты из открытых источников.