В первой части мы с вами поговорили про кутюрную коллекцию Юлии Яниной, про то кто «заразил» Европу любовью к России и какой первый дизайнер переодел Париж в косоворотки и кокошники.
В этой статье поговорим еще про несколько дизайнеров, вдохновлявшихся Россией и ее культурным наследием.
1. Коко Шанель
Коко Шанель многое связывает с Россией – роман с Великим князем, сотрудничество с сыном парфюмера при дворе Его Императорского Величества, работа с Великой княгиней Марией Павловной Романовой и ее вышивальщицами, и конечно же дружба с Дягилевым и окутанные тайной отношения с композитором Игорем Стравинским.
Русский период в жизни Шанель начался с нового романа и не с кем-нибудь, а с князем Дмитрием Павловичем Романовым, двоюродным братом казненного большевиками царя Николая II, изгнанным из России за покушение на Распутина.
Их роман начался в 1920 году, но прожил всего-ничего, до осени 1921 года. Но вплоть до самой смерти Великого князя в 1942 году между ними сохранялись близкие дружеские отношения.
За это время недолгого романа Дмитрий познакомил Шанель с химиком Эрнестом Бо, сыном парфюмера при дворе Его Императорского Величества. Эрнест - автор аромата Chanel № 5, сочиняя который он вспоминал о морозном воздухе российского Севера и красивых озерах близ Петербурга. До этого все женские ароматы были цветочными, а Бо придумал запах на основе недавно открытых синтетических веществ – альдегидов. Это произвело революцию в модном мире.
В своих воспоминаниях Эрнест Бо написал:
«Меня часто спрашивают, как мне удалось изобрести «Шанель №5»? Отвечаю: я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной службы прошла на Севере, за полярным кругом. Во время летнего полярного дня озера здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его...». Так что есть в этом аромате что-то и от России.
Благодаря Дмитрию, в ее коллекциях Коко появились русские мотивы, например рубашки La Rus с ручной вышивкой и пальто на соболиной подкладке.
Она введет в Париже моду на блузы, явно навеянные одеждой русских крестьян, а также выпустит свои культовые нити жемчуга, «списанные» с фамильных драгоценностей Дмитрия Павловича.
Вдохновившись Россией, Шанель выпустила целую коллекцию, называемую «Славянский период». Война сильно ограничила выпуск текстиля, поэтому Коко придумала простое платье из черного крепдешина удивительной вышивкой. Получился материал, способный соперничать с лучшими тканями.
Вышивали русские коллекции тоже не просто чернавки, а мастерицы-эмигрантки из России под руководством великой княгини, сестры Дмитрия, Марии Павловны. Фирма называлась Kitmir.
Еще одна ниточка, связывающая Шанель и Россию – близкая дружба с Дягилевым. Суммы, которые она жертвовала Сергею Павловичу, были огромны и достигали 300 000 франков за раз.
«У русских я научилась по-настоящему работать. Я не была бездельницей и ничего не делала спустя рукава, но то, что творилось за кулисами Дягилевского балета, повергало в шок. Там я увидела, как можно погибать и воскресать с каждым движением, потому что именно от этого оно становится совершенным, как ради творчества можно и нужно забыть себя. Поняла, что так, и только так появляется бессмертное.»
Коко стала частью команды "Русских сезонов": она создавала костюмы для "Антигоны" Кокто, дягилевских "Весны священной" и "Голубого экспресса".
2. Карл Лагерфельд - pre-fall 2009 «Париж — Москва»,
«В России мне нравятся три вещи: я обожаю Имперскую Россию, от Екатерины Великой до Фаберже. Я люблю конструктивизм, конечно. И еще русский фольклор! Было очень весело смешать все три стиля» Карл Лагерфельд
Это увлечение и связь с Россией своеобразно передалось «творческому наследнику» Коко –креативному директору дома Chanel с 1983–2019 Карлу Лагерфельду. В конце мая 2009 года он провел впечатляющий светский показ коллекции осень–зима-2009/10 Paris – Moscou на сцене Малого театра в Москве. Показ стал экскурсом в историю взаимоотношений Коко Шанель с русскими. А особенно, с великим князем Дмитрием Павловичем.
Одной из почетных гостей действа стала супермодель Наоми Кэмпбелл со своим тогдашним возлюбленным олигархом Владиславом Дорониным. Это был настоящий русский бал – парча, меха, позолота, соболя и каракуль, крупные стразы в золоченых оправах, императорские орлы, принты по мотивам павловопосадских платков, стилизованные кокошники.
3. Ив Сен-Лоран
26 июля 1976 года в парижском отеле «Интерконтиненталь» Ив Сен-Лоран представил знаменитую «русскую» коллекцию, которая называлась Opéra-Ballets Russes, то есть «Русские оперы и балеты». В парадном зале отеля специально для показа построили подиум, на который модели выходили из арки, украшенной белыми лилиями. Показ Yves Saint Laurent стал первым театрализованным шоу для широкой публики. Раньше новые коллекции презентовали очень узкому кругу людей – постоянным клиентам и журналистам.
«Русская» коллекция уходила корнями в последние годы империи, блистательные «Сезоны» Дягилева и эскизы Льва Бакста. Модели буквально выплывали на подиум в образе царевен из русских сказок. Мех, парча, золотая вышивка, пестрые платки и пышные народные костюмы произвели неизгладимое впечатление. Кстати, для этого показа впервые пригласили профессиональных гримеров. Раньше (как бы странно сейчас это ни звучало) манекенщицы красились сами. Это было настоящей революцией в мире моды. Публика была в восторге.
New York Times назвал шоу «революционным» и способным «изменить ход моды в мире».
Несколько лет спустя Ив Сен-Лоран сказал: «Это не самая лучшая из моих коллекций, но точно самая красивая».
4. Джон Гальяно
John Galliano Spring/Summer 1994 «Princess Lucretia» - Джон Гальяно создал коллекцию, рассказывающую историю о таинственной русской принцессе, которая решила покинуть замок и отправиться в путешествие, чтобы найти настоящую себя.
На ее создание дизайнера вдохновили образы русских героинь литературы XIX века, в частности Сони Мармеладовой и Анны Карениной. Модели были обличены в меховые накидки, пышные платья с кружевом и многочисленными драпировками.
John Galliano Ready To Wear 2009 Fall/Winter
Вторую красочную коллекцию России Гальяно посвятил спустя 15 лет— его очаровали балетная школа и русский цирк, а также Петергоф, Эрмитаж, картины Врубеля, сугробы и, разумеется, люди.
Как и следовало ожидать, коллекция Джона Гальяно стала дерзкой и китчевой игрой со славянским стилем. Что может быть более русским, чем тяжелые пальто, матовые скулы и немного драматизма? Хотя коллекция отчасти граничит с театральным костюмом, Гальяно, несомненно, стремился в ней к перфекционизму, идеалу, уделяя безупречное внимание деталям. Завышенные силуэты, многослойные пальто и крестьянские рукава навевают воспоминания о русских деревнях и березках.
Чья коллекция вам понравилась больше всего? Чье видение России? Пуаре, Шанель, Лагерфельда, Сен Лорана или Гальяно?
На 5 дизайнерах, конечно же, вдохновение Россией не заканчивается. Если интересно, пишите в комментариях и я подготовлю еще статью одну про дизайнеров, в коллекциях которых мы можем увидеть русский след.
__________________________________________________________________________________________
Спасибо, что дочитали статью до конца! Если она была интересной, поддержите лайком, подпишитесь на канал и высказывайте ваше мнение в комментариях.
_________________________________________________________________________________________
Больше полезной информации в живом и легком режиме в моем Telegram канале https://t.me/Svetlana_Makarova_Style
Подписывайтесь! Я вам буду очень рада.