Свежий мультфильм "Головоломка 2" во многом повторяет сюжет первой картины. Даже в трейлере нам описали весь конфликт: в голове у Райли появляются новые эмоции, которые выкидывают старые далеко в задворки разума, и теперь им нужно вернуться в головной отдел, пока Райли совсем не сошла с ума.
Никаких резких ходов в картине нет, но все равно скажу, что будут спойлеры к первому и второму мультфильму.
Если в первой части "Головоломки" выброшены оказались печаль и радость, а за пультом остались гнев, страх и отвращение, то во второй части за пультом остались только новые эмоции: тревожность, зависть, стыд и хандра. Хотя можно сказать, что главенствующей эмоцией провозгласила себя именно тревожность. Она не только определяет основную линию поведения Райли, но и меняет личность. Нововведение этого мультфильма, изображающееся в виде цветка, корни которого состоят из воспоминаний. Личность - это то, кем Райли себя определяет. И если под началом радости Райли определяла себя хорошим человеком, то под управлением тревожности, которая заменила все корневые воспоминания на свои, Райли стала видеть себя иначе. Это единственный небольшой сюжетный поворот в мультфильме, поэтому не буду пока раскрывать кем именно.
Какая самая большая проблема второго мультфильма? Полное игнорирование результатов первого, и почти дословное повторение того же сюжета, просто с оглядкой на то, что в первой части триггером стал переезд в другой город, а во второй части пубертатный период и появление новых эмоций.
Вспомним сюжет первой "Головоломки": Радость контролировала разум Райли, не давая остальным эмоциям, особенно Печали, создавать какие-либо воспоминания кроме радостных, но в конце мультфильма Радость понимает, что все эмоции важны для взрослеющего человека. Он может испытывать сложные чувства, и это не плохо. Грусть, Страх, Злость, Отвращение - эмоции могут перемешиваться и создавать неповторимую картину личности.
С чего начинается вторая картина? С того, что Радость все неприятные для Райли новые воспоминания выкидывает куда-то на край мира, не давая им испортить цветок личности. А как же важность ВСЕХ эмоций? Остальные эмоции этот факт опять не беспокоит. Но вот путешествие закончено, и в конце мультфильма они снова решают, что все эмоции должны составлять личность. Только эмоций стало побольше.
Вторая проблема связана с возрастом целевой аудитории. Райли уже 13 лет, но многие моменты все еще лучше всего подходят для детей до 10. Пусть мультфильм иногда и пытается сам же пошутить на эту тему. Я не ожидал серьезной психологической драмы, но мультфильм показался даже более детским, чем первая часть. Хотя бы из-за того, что в первом мультфильме был Бинго-Бонго, пожертвовавший собой ради Райли, а во второй части волшебная сумка из "Даши путешественницы".
Из плюсов мультфильма могу отметить выросший уровень графики и анимации, а также сцены визуализации принципа работы неконтролируемой тревожности и панической атаки. Даже если у вас этих состояний не было, то благодаря мультфильму вы сможете понять, что именно в такие моменты ощущает человек.
Что можно сказать в целом? Мультфильм неплохой, и можно посмотреть его при случае, но по сравнению с первой частью выглядит гораздо более блеклым. Очень жаль, что создатели не решились на что-то более смелое. Да и в первой части потеря всего двух эмоций почти привела к полной потере чувств, а во второй отсутствие пяти эмоций прошло почти незаметно и для разума, и для окружающих.
Интересно продумывать свои сюжеты для подобной концепции мультфильма: что если все эмоции исчезнут или перестанут ладить? Что если эмоции смогут выбраться или перейти к другому человеку? Еще интереснее будут сюжеты если изменить жанр детской комедии на триллер, боевик или ужасы. Было бы интересно посмотреть например "Сплит" в подобной стилистике.