Симпатичная ондатра долгое время была в фаворе у советских людей, причем образ жизни и повадки маленького зверька оставались тайной для непосвященных. Впрочем, тогда обитателей шестой части суши волновало только наличие плотного и красивого меха для производства шапок и шуб.
Может быть, если о привычках мускусной крысы знало немного большее количество людей, животное не стало бы такой проблемой. В этой статье расскажем о том, какую опасность несет такой милый с виду зверь не только для окружающей среды, но и для человека.
Родиной ондатры считается Северная Америка, где род мускусных крыс жил в течение столетий, не принося никакого ущерба экосистеме. Но связано это было с тем, что за века существования водных крыс Природа сумела приспособиться к грозному явлению под названием «ондатра» и регулировало их численность своими, довольно жесткими методами. Кстати, этому немало способствовало и довольно специфичное мясо, которое с удовольствием ели местные жители, за что ондатру прозвали водяным кроликом. Уничтожали зверей и хищники, жившие по соседству и привыкшие к нестандартному вкусу мяса крыс.
В начале ХХ века в Европе вдруг резко возрос спрос на пушнину, который были не в состоянии удовлетворить тогдашние леса и фермы. А ондатра могла обеспечить ценную и красивую шкурку, не требуя особого ухода и хлопот. Мех был действительно ценным: атласным, в меру жестким, что позволяло ему удерживать заданную форму, темно-коричневым и черным вдоль позвоночника, рыжеватым и серовато-голубым на брюшке. Дополнительным преимуществом стала и плотная структура меха, в котором сочетается густота, пышность и водонепроницаемость, помогающая переносить готовым изделиям дождь и снег.
Первые водные крысы благополучно перенесли переезд через океан и успешно заселили водоемы. И буквально за пару лет размножились до критического состояния: согласно статистике от одной пары за год можно получить около 150 внуков и правнуков, готовых размножаться со скоростью работающего конвейера.
В 1926 году грызуна завезли в СССР, лет через 15 ондатра стала важным промысловым зверем, наряду с белкой. А еще через пару десятилетий ондатра уверенно расположилась в озерах и реках, поедая все, что росло в пределах досягаемости. Первыми под удар острых зубов попали камыши, осока, хвощ, рогоз.
Берега без растущей травы начали осыпаться, стали пропадать укромные норки прибрежных животных, из-за чего те стали массово вымирать. Из-за недостатка растительной пищи всеядные зверьки постепенно приучились охотиться на лягушек и мелкую рыбу, что тоже стало приводить к нарушению сложившейся экосистемы.
Определенной проблемой для естественной регуляции популяции стал и довольно специфический вкус мяса. Дело в том, что оно обладает не самым приятным ароматом, избавиться от которого можно только после длительного замачивания в холодной воде. Так что европейские и российские хищники предпочитали обходиться более привычным рационом мышей, крыс и прочих мелких зверьков, которые к тому же весили гораздо меньше 2-килограммовой тушки ондатры.
Единственным естественным врагом водной крысы стали шакалы, но они водились только в южных областях.
Свою роль сыграло и изменение моды: современное поколение предпочитает носить более удобные пуховики и парки из искусственного меха, которые не требует уничтожения животных вообще и ондатр в частности.
Еще одной причиной опасности ондатр является их способность становиться распространителями болезни туляремия, которая не приносит вреда мускусным крысам, но становится опасной для человека, вызывая артрит, энцефалит, менингит, пневмонию и инфекционный шок. Переносят зверьки также лептоспироз, псевдотуберкулез, стригущий лишай.
Вот так и получилось, что в погоне за ценным мехом люди привезли настоящую угрозу сначала небольшим водоемам, а сейчас и всем остальным озерам, куда может заплыть парочка водных крыс.