Президент Франции усложняет политическую жизнь своих сторонников, отказываясь хранить молчание
На следующий день после того, как Эммануэль Макрон ошеломил Францию, объявив внеочередные выборы, на экстренном совещании высших государственных чиновников по связям с прессой выяснилась неприятная правда: им пришлось управлять глубоко непопулярным президентом в условиях, которые фактически превратились в референдум по его лидерству.
По словам тр`х человек, присутствовавших на встрече 10 июня и говоривших на условиях анонимности, руководители отдела коммуникаций Елисейского дворца признались, что у них нет никаких опросов или данных, свидетельствующих о том, что кандидаты должны публично присоединиться к Макрону, чтобы сохранить свои места. Макрон не только преподнес нежелательный сюрприз большинству своих ближайших помощников, его бренд, как опасаются, стал токсичным.
Президент считается такой обузой, что десятки законодателей, которые присоединились к нему в самом начале, когда он создавал свою центристскую партию с нуля, не хотят видеть его рядом.
Даже некогда верные союзники - такие тяжеловесы, как министр финансов Брюно Ле Мэр, министр внутренних дел Жеральд Дарманен и премьер-министр Габриэль Атталь, - держатся на расстоянии.
Проблема, как заставить 46-летнего лидера держаться в тени, делается всё актуальнее по мере того, как его поведение становится все более нестабильным. Только на этой неделе он обратился к нации в почти двухчасовом подкаст-интервью, предупредив о "гражданской войне" в случае победы ультраправых или левого блока. Его главный соперник, Марин Ле Пен, назвала эти комментарии "запугиванием", которое не действует на избирателей.
Последние опросы, показывающие увеличение отрыва ее партии "Национальное объединение", подтверждают, что тактика Макрона терпит крах.
Спустя две недели после его поспешного заявления большинство проправительственных кандидатов не включили изображение Макрона в свои агитационные плакаты или листовки. И пока они расходятся по своим избирательным округам, они не хотят, чтобы он присоединился к ним.
"Да, есть неприятие президента", - сказал Эдуар Филипп, занимавший пост премьер-министра в первом кабинете Макрона, подводя итог настроениям в эфире телеканала BFMTV.
Это затруднительное положение создавалось долгое время.
Хотя быстрый взлет Макрона от разрушителя до президента в 2017 году был отмечен всеобщим празднованием, медовый месяц был недолгим. Его стиль руководства "сверху вниз" в конечном итоге ослабил его собственную партию и привел к тому, что многие французы винят его во всём, что, по их мнению, не так в стране. Это также не помогло ему избавиться от мнения, что он отстранен и не имеет отношения к жизни.
Поскольку Макрон занимает обширное место в центре французской политики, многие избиратели, похоже, готовы попробовать себя на периферии.
Человек, близкий к Макрону, настаивает на том, что для многих кандидатов нормально не использовать его образ, говоря, что выборы - это парламент, а не президентство. Он признал возможность поражения, но добавил, что только диктаторы не рискуют.
Президент поклялся, как бы сильно его ни били, оставаться на посту до окончания своего срока в 2027 году, хотя некоторые наблюдатели начинают сомневаться в этом, учитывая, насколько непредсказуемым он был.
Если Макрон останется на своем посту, он, скорее всего, будет отвечать только за внешние сношения и оборону. Премьер-министр будет отвечать за внутренние вопросы, включая полицейскую и налоговую политику, и если Ле Пен получит большинство мест, этим человеком станет её правая рука, Жордан Барделла.
Рынки были напуганы этими потрясениями, а оба живых предшественника Макрона - правый Николя Саркози и социалист Франсуа Олланд - обрушились на него с критикой за хаос, который он устроил. Он по-прежнему твердо убеждён, что объявить внеочередное голосование было не только правильным решением после того, как его партия потерпела сокрушительное поражение на выборах в Европарламент, но и тем, что другого выбора не было.
Макрон считает, что осенью правительство всё равно должно было пасть из-за широко объявленного оппозицией вотума недоверия, и настаивает на том, что голосование в законодательном органе "прояснит" ситуацию.
Хотя это стало шоком, в парижских политических кругах этот шаг обсуждался с 2022 года, когда Макрон выиграл второй срок, но не смог получить абсолютное большинство в Национальном собрании.
"Мы все знали, что над нашими головами висит дамоклов меч, - сказала в интервью Элеонора Каруа, уходящий высокопоставленный депутат от партии Макрона "Возрождение". - Мы просто не ожидали, что он упадёт так быстро".
Когда он упал, Атталь и министр иностранных дел Стефан Сежурне были среди тех, кто призывал Макрона остаться на втором плане, по словам людей, знакомых с частными беседами.
По их мнению, эта кампания должна сильно отличаться от выборов в ЕС и предыдущего голосования в законодательные органы, где Макрон бросил весь свой политический вес на кандидатов, связанных с правительством.
Макрон выслушал и понял, но, по словам людей, он не может удержаться. Елисейский дворец продолжает обращаться к кандидатам, предлагая им политическую поддержку. Один из законодателей, поддерживающих Макрона, который говорил на условиях анонимности, рассказал, что недавно ему позвонили из дворца и предложили направить одного из высокопоставленных министров для участия в избирательной кампании. Законодатель поблагодарил за предложение, но вежливо отказался.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».