Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Пожалуй все мы ездили на наших электричках, а даже если и не ездили, то уж точно были вблизи проезжающей электрички и наверняка слышали вот этот характерный жужжащий звук:
Возможно вы думаете, что такой звук издают тяговые электродвигатели, что будто бы логично, однако это не так. Точнее, тяговые электродвигатели вы, конечно, тоже слышите, однако в звуке их работы нет характерного жужжания. Можете даже найти на Ютубе или ещё где-то чистый звук работы коллекторного двигателя постоянного тока и убедиться.
Большая же часть того, что можно назвать «звуком разгона электрички» исходит вовсе не от ТЭД, а от тягового редуктора, который имеется на каждой моторной оси.
Вал тягового электродвигателя имеет шестерню меньшего диаметра, чем зубчатое колесо, установленное на оси колёсной пары:
Редуктор имеет такую характеристику, как передаточное число, которое является отношением диаметра большего зубчатого колеса к диаметру малой шестерни. Так например, у электропоезда ЭД4М, передаточное отношение составляет 3,41 (к слову, у ЭР2, например, было 3,17). Это означает, что колёсная пара вращается в 3,41 раза медленнее, чем ротор (в нашем случае правильнее его называть якорем) тягового электродвигателя. Но, при этом, колёсная пара имеет в 3,41 раза больше вращающий (крутящий) момент.
Редуктор выглядит следующим образом:
Вроде всё просто и понятно, однако, помимо передаточного отношения, у редуктора есть ещё, как минимум - две, важных характеристики. Это, непосредственно, тип передачи - самые базовые это цилиндрическая (как в нашем случае), коническая и червячная. А также, важно расположение зубьев относительно образующих колёс, по этому параметру, передачи бывают прямозубые, косозубые и шевронные:
Одно из главных преимуществ косозубой передачи перед прямозубой - это меньшяя шумность. А во всех «классических» электропоездах советско-российского производства (ЭР1, ЭР2, ЭТ2, ЭД4, ЭП2Д и ЭП2ДМ) применяется как раз таки прямозубый тяговый редуктор.
Этим и обуславливается как наружный, так и внутренний шум. И если последний ещё можно немного купировать за счёт звукоизоляции, то снаружи, вот уже почти 70 лет как электрички звучат одинаково. В то же время, на «Сапсанах» и «Ласточках» используется косозубый редуктор. К слову, как и на «Иволгах», поскольку это принципиально новое изделие, а вот конструкция тележек и тяговой передачи того же ЭП2ДМ тянется с 50-х годов прошлого столетия.
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!