Сегодня прогуляемся под лестницами одно из самых масштабных и уникальных достопримечательностей Армении.
Большой каскад — это не только связующе звено между центром Еревана и северными районами города. Это еще и огромный художественный музей, с уникальными предметами искусства.
Сегодня, хочу рассказать вам об одном из них — Триптихе Григора Ханджяна.
Фреска произвела на меня огромное впечатление из-за размеров, насыщенности композиции и интересной истории.
Триптих Григора Ханджяна: что изображено на картинах
Это поистине монументальное произведение представляет собой три отдельных панно с изображением важнейших эпизодов армянской истории — слева на право: «Создание армянского алфавита», «Битва при Аварайре (Вардананк)» и «Возрождение Армении». Разгадывать триптих можно часами, ища отсылки к историческим событиям или знаменитым деятелям культуры. Благо в зале предусмотрены мягкие лавки.
Картина: Создание армянского алфавита в 405 году
В центре части панно представлен Месроп Маштоц, ученый монах. Именно он взял на себя миссию по созданию армянских букв и разработал 36-буквенный алфавит, где окончательно определил фонетические и орфографические нормы языка. Он также разработал систему школ, которые проработали еще долгие годы.
На картине Месроп Маштоц, в окружении религиозных деятелей, с гордостью поддерживает армянскую письменность — основу развития армянского языка.
Расположение: левая панель триптиха.
Дата создания: 1992-1994 годы.
Картина: Битва при Аварайре (Вардананк)
В основу произведения лег эпический роман классика армянской литературы Дереника Демирчяна «Вардананк». А сама Аварайрская би́тва является одним из крупнейших сражений в истории Армении, произошедшим в 451 году за право остаться христианами.
Расположение: центральная панель триптиха.
Дата создания: 1995-1998 годы.
Картина: Возрождение Армении
Панель изображает фигуру Матери Армении, держащей на руках своего ребенка и является символом культурного возрождения страны. Также на панно представлены важные эпизоды истории Армении XX века.
К сожалению, эту картину художник не смог завершить сам.
Расположение: правая панель триптиха.
Дата создания: 1998-2000 год
Интересный факт о фреске Григора Ханджяна
В триптихе есть одна особенность. На картине изображены выдающиеся деятели разных периодов армянской истории, включая самого Ханджяна, среди важнейших исторических событий. Из-за чего складывается впечателние, будто они существуют вне времени. Такое оригинальное решение отражает желание Григора Ханджяна продемонстрировать глубокое влияние деятелей культуры и искусства: писателей, архитекторов, скульпторов, поэтов, художников, на важные события в истории Армении.
Себя художник изобразил на картине «Битва при Аварайре (Вардананк)».
О художнике
Выдающийся художник-график, превосходный книжный иллюстратор. Его неустанный труд на благо своей страны навсегда сохранился в его творчестве.
Ханджян родился 29 ноября 1926 года в Ереване. Когда ему было 19 лет, он, получив первое художественное образование, окончил Ереванский государственный колледж изобразительных искусств. Позже он получит еще одну степень в Государственной академии художеств.
Свою карьеру начал очень рано, еще во время учебы стал иллюстрировать различные журналы. Репутация Григора Ханджяна в мире искусства быстро росла. Его узнали и полюбили не только в Армении, но и в других странах.
История создания триптиха
Все началось гобеленов. Гобелены «Армянский алфавит» и «Вардананк» были созданы по просьбе Католикоса Всех Армян Вазгена I. Сначала изображения были нанесены на два огромных картона, на основе которых во Франции по классической технике были сотканы сами гобелены. Причем из-за нехватки места в мастерской художника картоны пришлось делать из нескольких кусков, которые потом соединялись.
Гобелены были вывешены в Кафедральном соборе Эчмиадзина, куда обычные люди попасть не могли. Изображения вызывали множество положительных отзывов, но оставались недоступным для широкой публики. Чтобы увидеть картины мог каждый, художник решил воссоздать свой дизайн гобеленов в виде фрески, дополнив ее третьим панно.
Первоначально фреской планировалось украсить недавно открывшийся Спортивно-концертный комплекс, но удобной стены там художник не нашел. Тогда близкий друг Ханджяна — архитектор Джим Торосян предлагает написать фреску в еще строящемся комплексе Каскад. Для монументальной работы был отведен отдельный зал.
Ханджян работал над фреской до самой смерти – более 15 лет, не успев дописать третью часть — «Возрождение».
Большой каскад — это не только связующе звено между центром Еревана и северными районами города. Это еще и огромный художественный музей, с уникальными предметами искусства.
Сегодня, хочу рассказать об одном из них — Триптихе Григора Ханджяна.
Фреска произвела на меня огромное впечатление из-за размеров, насыщенности композиции и интересной истории.
Триптих Григора Ханджяна: стоит ли идти
Это невероятная работа, поражающая своей монументальностью. Я бы назвала этот зал обязательным к посещению, наряду с залом «Давид Сасунский».
О нем я писала в этой статье «Масштабный барельеф Давид Сасунский в Ереване».
Зал можно посетить с ребенком любого возраста.
Время осмотра: от 10 минут и до закрытия.
Режим работы галереи
Посмотреть монументальный триптих Григора Ханджяна можно каждую пятницу, субботу, воскресенье с 10:00 до 20:00. Исключение дни, выпадающие на государственные праздники.
Адрес: Ереван, ул. Таманяна, 5
Вход: бесплатный.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал, жмите палец вверх, рассказывайте о своих любимых достопримечательностях в комментариях!