99,7K подписчиков

Что стало с кузиной Гитлера в советской тюрьме

Как известно, Адольф Гитлер свел счеты с жизнью. Этот факт был доказан 8 мая Фрицем Эхтманом (зубной техник) и Кете Хойзерман (помощница зубного врача). Однако по миру сразу же пошёл слух о том, что смерть фюрера – инсценировка. Может быть поэтому советская контрразведка в мае–июне 1945-го вела активный поиск родственников вождя Третьего рейха. Тогда и была арестована двоюродная сестра Гитлера – Мария Коппенштайнер. Летом 45-го её отправили в Москву, а после пяти лет в Лефортовском изоляторе перевели в особую тюрьму МГБ в Верхнеуральске, где она и скончалась.

Как известно, Адольф Гитлер свел счеты с жизнью. Этот факт был доказан 8 мая Фрицем Эхтманом (зубной техник) и Кете Хойзерман (помощница зубного врача).

Впрочем, мифов об этой женщине в разных изданиях присутствует не меньше чем о самом Гитлере. И поскольку многие материалы были написаны уже после развала СССР, в большинстве своём они кишат жу̳ткими подробностями о зве̲рствах советских спецслужб в отношении невинной пожилой фрау. При этом авторы ссылаются на охранников, которые работали в той тюрьме. Более того, нашёлся человек, который не только видел личное дело Марии Коппенштайнер, но и сумел его выкрасть и спрятать у друга. Правда, о дальнейшей судьбе этих материалов он почему-то умолчал.

Особенно рассказчики любят смаковать две вещи. Якобы все годы отсидки Мария была вынуждена ходить в тапочках на тонкой подошве. А на все просьбы о валенках директор тюрьмы делал официальные письменные отказы в нецензурной форме. Другая просьба Марии касалась очков. И они ей выдавались, но только после отбоя, когда свет в камере значительно приглушался.

Собственно приведённые выше «ужасы» на изощрённые издевательства не слишком-то тянут. Максимум на вредность начальника. Да и того можно понять – в СССР всё, что было связано с Гитлером, вряд ли вызывало чувство сострадания.

А вот как всё было на самом деле можно попытаться восстановить по работам двух историков: Константина Александровича Залесского (специалист по истории Третьего рейха) и Ивана Валентиновича Евсеева (уральский историк, доцент УрГЭУ).

Мария Коппенштайнер
Мария Коппенштайнер

Мария Коппенштайнер (урождённая Шмидт) – дочь родной сестры матери Гитлера, – родилась в 1899 году. Как на допросах утверждала она сама, последний раз она лично встречалась с кузеном в 1907 году. После этого связь с родственниками Адольф не поддерживал. Хотя имеется информация, что Гитлер помогал родным деньгами вплоть до 1945 года.

Муж Марии – Игнац Коппенштайнера, – зажиточный крестьянин. Супруги имели весьма серьёзное хозяйство с собственной мельницей. В браке родили четырёх детей, старшей дочери на момент окончания войны было 16 лет. Есть подтверждение, что Игнац был убеждённым нацистом и членом НСДАП с 1932 года. Сама Мария в 1938-ом вступила в женскую Национал-социалистическую организацию. На допросах она утверждала, что это была формальность, и она лишь выплачивала взносы. Однако далеко не в пользу семейства Коппенштайнеров говорил тот факт, что в их хозяйстве в качестве рабочей силы использовались люди, угнанные с оккупированных территорий Советского Союза.

Арестовали Игнаца, Марию и двух её братьев в конце мая 1945 года, и практически сразу отправили в Москву. Почему следующие 5 лет она провела в Лефортово – непонятно. Есть предположение, что советские власти не исключали возможности инсценировки смерти Гитлера. Вот и пытались получить от четы Коппенштайнеров хоть какую-то информацию по этому поводу.

Немецкие офицеры в советском плену
Немецкие офицеры в советском плену

Игнац скончался в изоляторе в 1949 году, а Мария в марте 1950-го была осуждена на 25 лет и этапирована в Верхнеуральск. В большинстве материалов указано, что бедную старую, неграмотную крестьянку Советы осудили по статье «преступление против человечности». И это так. Но, во-первых, не такую и старую (ей был 51 год). Во-вторых, Мария была отнюдь не неграмотной, и, вопреки распространённой информации, уже в Лефортово начала сносно говорить на ломаном русском. И, в-третьих, в вышеуказанной статье (ст. 2 закона № 10 Контрольного совета) упоминается использование рабского труда. Кстати, по этой же статье, в тот же Верхнеуральск, были отправлены и братья Марии, т.е. кузены Гитлера.

Впрочем, Иван Валентинович Евсеев утверждает, что сначала Марию привезли в Нижний Уфалей, где она работала около полугода на лесоповале. И только ближе к зиме, по приказу Сталина, женщина была переведена в Верхнеуральскую тюрьму, где сидели бывшие фашистские чины средней руки.

Евсеев утверждает, что условия у иностранных заключённых были значительно лучше, чем у отбывающих сроки там же граждан СССР. Им периодически давали белый хлеб, разрешали в тюремном саду выращивать овощи. Была в тюрьме и неплохая библиотека, в которой присутствовало немало книг на немецком языке. Так что ни о каких издевательствах речи не шло.

ВЕРХНЕУРАЛЬСКАЯ ТЮРЬМА: камера на третьем этаже была для двоюродной сестры Адольфа Гитлера
ВЕРХНЕУРАЛЬСКАЯ ТЮРЬМА: камера на третьем этаже была для двоюродной сестры Адольфа Гитлера

Хотя эпизод с валенками имел место быть. При переводе с лесоповала Мария имела валенки, ботинки и те самые тапочки. Вот эти валенки она и просила вернуть, но получила отказ. Между тем ботинки у нее никто не отнимал. Правдой является и эпизод с очками. Находясь в Верхнеуральске, женщина много читала, до тех пор, пока не стали подводить глаза. В очках ей не отказали, но выдавали только после отбоя. Но это не более, чем мелкая пакость.

В последний год жизнь кузина Гитлера стала мучиться с ногами. Она плохо передвигалась и на прогулки выходила «по стеночке» либо при поддержке охранника. А 6 августа 1953 года Мария Коппенштайнер скончалась от сердечного приступа. Впрочем, поскольку вскрытие не проводилось, причина смерти могла быть и другой. Похоронили женщину там же, где и прочих умерших заключённых – в овраге, между двумя кладбищами.

Братьям же Марии повезло больше. Получив, как и сестра по 25 лет, уже в 1955 году вместе с другими военнопленными их, по соглашению Аденауэра, репатриировали на родину.