Реципрокация - это отношения взаимности. Такие отношения могут быть синхронными и асинхронными. Синхронная реципрокация возникает, когда обоюдные действия навстречу контрагенту не разнесены во времени. Асинхронная реципрокация формируется, когда один из участников совершает альтруистическое действие в пользу другого, через некоторое время получая кооперативный ответ со стороны второго участника.
Роль. Отношения реципрокации привносят стабильность и предсказуемость в поведенческие параметры. Благодаря этой форме контакта, обоснованно повышается стандарт взаимных ожиданий, выстраивается плодотворное сотрудничество. Первично враждебные отношения могут перейти в русло доброжелательных.
Условия возникновения:
1) субъектность человека - автономная способность устанавливать и поддерживать значимые контакты на основе устойчивых обязательств;
2) среда, способствующая возникновению взаимоотношений. Может быть либо сильно неблагоприятной и подталкивающей к контакту для выживания субъекта, либо, напротив, способствующей процветанию в обмене;
3) наличие взаимоотношений. Реципрокация требует, чтобы между сторонами был первичный контакт. Такой контакт может быть даже конфликтным, поскольку конфликт свидетельствует о том, что эти взаимоотношения живые;
4) формирование взаимных ожиданий, их соотнесение с действительностью. В ходе взаимодействия посредством обмена создаётся система взаимных ожиданий, которые постепенно, со временем становятся более приближены к действительности.
Факторы поддержания:
1) создание системы устойчивых обязательств между участниками. Такое условие подразумевает, что стороны взаимодействия установили между собой отношения доверия, подтверждённые выполнением взятых на себя обязательств действовать определённым образом;
2) конвергенция взаимных ожиданий. Со временем формируется сетка взаимных ожиданий, верность которых подтверждается повторяющимися моментами-реперными точками взаимодействия;
3) «гомеостаз» среды - устойчивые средовые условия, способствующие взаимодействию. В кризисных обстоятельствах отношения реципрокации разрушаются, если были не настроены заранее, и укрепляются, если в них уже заложен потенциал антихрупкости;
4) этосное обеспечение коммуникаций. Реципрокация требует, чтобы общение между участниками выстраивалось на этичной основе.
Риски утраты:
1) отношения реципрокации могут быть утрачены, если один из участников теряет субъектность, то есть, больше не может автономно принимать решения;
2) резкие средовые изменения могут привести к утрате реципрокного контакта, если он ещё не набрал полную силу;
3) если один из участников постоянно нарушает обязательства и не оправдывает конвергентных ожиданий.
Отношения реципрокации повышают устойчивость субъекта перед лицом возможных неудач и вызовов. Воздействуя на ядро субъектности, они помогают не утрачивать опоры. Установленные в докризисный период отношения этого типа укрепляют валидность субъекта, когда он их реализует в кризисный период.
Ergo. Выводы:
- реципрокация - вид созидательных отношений для достижения общего блага. Она достигается, когда на альтруистический первый шаг следует кооперативный ответ;
- реципрокная кооперация требует взаимного вложения усилий. Важно, чтобы взаимодействие шло на постоянной основе - тогда со временем происходит конвергенция ожиданий;
- конвергенция ожиданий приводит к устойчивости реципрокации, если стороны соблюдают взятые на себя обязательства;
- реципрокацию можно конвертировать в опору субъектности. Реципрокные отношения способствуют выживанию при кризисе;
- со временем стандарты взаимных ожиданий возрастают, что приводит к выходу реципрокных отношений на новый уровень.