Общаясь с дочерью довольно неожиданно для себя узнал, что одной, пусть и далеко не самой важной причиной стремления встречаться чаще, служит богатство нашего речевого общения. Разные темы, термины, сравнения, отступления, воспоминания и т.п. «завитушки». Ничего подобного нет в общении со сверстниками или старше - младше. Нет, нельзя сказать, что в окружении дочери плохо с устной речью. Тем не менее, она заявила об ужасающем контрасте за его пределами. Со многими не то чтобы не о чем поговорить – но говорить быстро становится тошно. Примитивность изложения мыслей шокирует. Тем более, сильно сдобренная матом-перематом. Я ничуть не ханжа, и тоже не прочь крепко выразиться. Но есть разница, когда матерком выражают эмоции и когда «им разговаривают».
Ладно, комплимент и кошке приятен. Хотя сам предмет для гордости не особенно значим, а расстраиваться из-за несовершенства мира я разучился давным-давно. Так что, этот эпизод был успешно забыт на некоторое время.
Забавно, заказчики статей в моем исполнении, тоже отмечали высокую оригинальность текста.
С копирайтом у меня никогда не возникало проблем, даже когда переписывал что-либо. Удар по коммерческому литературному творчеству получил с «неожиданной» стороны. Как оказалось, сложность и красота изложения, некие писательские способности и письменная грамотность, в моем случае совсем не одно и то же. Сразу вспомнилось, что еще мой школьный учитель русского и литературы сокрушался, что при несомненных литературных дарованиях, умение излагать мысли на бумаге хромало на обе ноги. И, если за сочинения я стабильно получал 5/4, то четверка за грамотность была откровенно натянута. Так что, неожиданность в собственной грамматический слабости, таковой вовсе не является. Ну и ладно, заказчики вполне снисходительно относились к моим ошибкам. И, вообще, проблемы письменности казались мне личным делом во всех смыслах.
И вот, вдруг, на Дзене, я читаю перевод статьи некоей немки (https://dzen.ru/a/ZnUxASysnE2eVczR?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&integration=site_desktop&place=more&secdata=CKiHvs6DMiABUA9qAQGQAQA%3D&rid=3145833572.222.1719414713512.92261&referrer_clid=1400&), которая излагает реквием использования апострофа в современной немецкой письменности. Признаюсь, хоть и изучал в школе немецкий, но достижения в нем еще меньше, чем в родном русском. Так что с новым интересом узнал, что отсутствие или неправильная постановка апострофа сильно корежит написанный текст. Еще с большим удивлением узнал, что в немецком постепенно стали забывать daβ, заменив него на dass. Самое главное, выводы статьи – откровенно капитулянтские. Предлагается вовсе отменить апостроф, поскольку некоторые его уже не используют, а большинство, использует неправильно.
Тут же вспомнились времена обучения в аспирантуре, когда в одном разговоре было отмечено, что современный английский язык стал существенно более упрощенным, местами так и откровенно примитивным.
Получается, деградация языков стала системными и общепланетными явлениями. Казалось бы, ну и что с того? Правда, стоит помнить, что раньше нация именовалась именно «языком». Как там у классика – «всяк сущий в нем язык». Или из истории – когда в Россию незваными заявились «двунадесять языков». Т.е. примитивизация письменности – объективно отражает деградацию наций. Кстати, по публичным выступлениям политиков это видно, чушь они несут все чаще и страшнее. И отечественные политики тоже хороши. В «языковом» плане, помнится, отличилась Матвиенко с «сосулями».
Не удержусь от репоста прочитанного на эту тему ехидного стиха
Срезают лазером сосули,
В лицо впиваются снежины.
До остановы добегу ли,
В снегу не утопив ботины?
А дома ждёт меня тарела,
Тарела гречи с белой булой;
В ногах – резиновая грела,
И тапы мягкие под стулом.
В железной бане – две селёды,
Торчат оттуда ложа с вилой.
Есть рюма и бутыла с водой,
Она обед мой завершила.
Я в кружу положу завары,
Раскрою «Кобзаря» Шевчены –
Поэта уровня Петрары
И Валентины Матвиены.
Да, Матвиенко успешно отмазали от обвинений в дремучей безграмотности, слово «сосули» не только устарелое название сосулек, но и до сих пор «разрешенное» в употреблении. Правда, не очень верится, что Матвиенко захотела щегольнуть знанием архаики.
Кстати,в отличие от множества других проблем, в данном случае предельно ясны и причина и «лекарство».
Массовое образование породило массовую культуру. А, поскольку культура зависит от денег, вопрос вытеснения истинной культуры ее масс-аналогом стало делом недолгого времени. И эта победа отозвалась не только на эстраде, в театрах или кино. Но и в письменности тоже. Масса новообразованных, начала увлеченно коверкать языки в сторону примитива и требовать узаконить эту практику, поскольку им «так удобнее». И как большевики прикончили «ять», так современные «писуны» практически добили букву «ё», пытались узаконить «парашут» с «жури» и точно не остановятся, пока не «оптимизируют» язык под собственную безграмотность.
Соответственно, лечение проблемы смотрится элементарным. Нужно вновь сделать искусство, культуру и образование элитарным и труднодоступным. Правда, это смотрится невозможным по не менее элементарным основаниям.
Во-первых, шанс на спасение не значит 100% вероятность. Болезнь сильно запущена и не факт, что подобное «лекарство» подействует в полной мере
Второе. Масс-культура это большие деньги и влиятельные бенефициары. Удачи тому, кто выступит против них.
Третье, но не по важности. Массовое образование поставляет вооруженным силам солдат достаточной квалификации. Ослаблять армию ради культурных ценностей власти не будут, это из разряда фантастики.
Так что либо надо искать другое, намного менее очевидное решение, либо смотреть, как культура увядает в общем, и в речи и письменности – в частностях.