Найти тему
Кино-Театр.Ру

«Аванпост»: Хотят ли русские межгалактической войны

Сплав квазифилософии и экшна от создателей франшизы «Гоголь»

Спор о природе человека насчитывает уже несколько тысяч лет. По старой философской легенде Платон определил человека как «животное о двух ногах, лишённое перьев», после чего Диоген ощипал курицу и торжественно явил ее публике: «Вот платоновский человек!» Тогда Платон добавил «…и с широкими ногтями». Авторы «Аванпоста» не стали никого ощипывать и явили миру кроманьонца в полной боевой экипировке с шевронами «Армии России», объявив уже без диогеновского сарказма: «Вот человек!» Сюжет «Аванпоста» пересказать непросто, потому что за 2 часа 30 минут, что длится фильм, там происходит столько всего, что хватило бы на тетралогию братьев Стругацких. Недалекое будущее, 2030-е. Москва превратилась в футуристический мегаполис, очень напоминающий Корусант из «Звездных войн» (особенно даунтаун, окружающий Дворец Джедаев). Пробки остались, но перенеслись в небо, город целиком перешел на неоновый свет, а еще в нем появились экстерриториальные исламистские кварталы, где на домах висят растяжки с портретами бородатых аятолл, жители разводят баранов, говорят и пишут на арабском и вообще занимаются тем, чего в остальной России не допустят. О российском правительстве 2030-х ничего не известно, кроме того, что оно действует быстро, эффективно и исключительно в интересах народа. Ни одного лица лидера или хотя бы спикера от исполнительной власти мы не увидим за весь фильм. Может быть, оно и к лучшему. Обязанность принятия сложных решений и защиты населения полностью переняли на себя военные. Сложно сказать, было ли так всегда, или такие сверхполномочия они получили уже после так называемого «события» — загадочного отключения всей Земли от электричества и нейтрализации всех живых существ. По неизвестной причине «отключение» состоялось не полностью, и на планете остался «круг жизни» с центром в Москве. Нетронутыми оказались лишь часть России, юг Финляндии, Прибалтики, а также восточные части Белоруссии и Украины. По краям «круга жизни» выстроены аванпосты: необходимо отвоевывать территорию, а также разобраться в том, что произошло. На устах у всех слово «война», но с кем воюем, пока не понятно. Когда майор Долматов (Константин Лавроненко) устремляет длань в сторону зловещего темного леса, где было замечено движение, то приказывает солдатам немедленно атаковать любого, кто оттуда выйдет: «Запомните, это враги!». Если задуматься, очень точная метафора российского мироощущения в последние годы.

-2

Чрезвычайное положение мобилизовало всех, кто знает, что делать, «если завтра война», а также тех, кто не смог найти себя в мирной жизни — метафизические потомки Данилы Багрова. Среди таких — Юра (харизматик Петр Федоров). Он одинокий социопат, и участие в интерпланетарной антитеррористической операции для него — возможность проявить себя и снова почувствовать вкус к жизни. Олег (Алексей Чадов) — бывалый десантник (невольно вспоминаешь Воробья из «9 роты»). Его брат погиб в Сирии, и теперь Олег страдает от комплекса неполноценности, подогреваемого отцом: ты никогда не будешь таким, как твой брат. К счастью, Олег не остается один на один с этой проблемой, потому что вовремя знакомится с военным медиком Аленой (Лукерья Ильяшенко), которая прячется под образом разбитной девчонки-тусовщицы, а на самом деле стремится и родину защитить, и спасти свою умирающую от рака сестру. Еще один центральный персонаж фильма — полковник Марина (Ксения Кутепова). В образе главнокомандующего, совмещающем интеллигентное обаяние мэра Уваровой из фильма «Прошу слова» (Инна Чурикова) и решительность генерала Леи Органы (Кэрри Фишер) из тех же «Звездных войн», она выполняет несуществующую в российском кино квоту на репрезентативность. Никаких сексистких шуток, никаких сомнений в том, что она может быть менее компетентна, чем мужчины. Более того — полковник сама позволяет себе периодически отпустить армейские «прапорщицкие» шуточки вроде того, что если вы не успели одеться до того, как я зашла, то ничего, «послушаете с голой задницей». «Аванпост», как это ни удивительно, потому что в последнюю очередь такое ожидаешь от российского постапокалиптического блокбастера, — это очень синефильское кино. Тут можно встретить и визуальную цитату из «Иванова детства» Тарковского (Юра на руках переносит через канаву журналистку Олю), и практически дословную цитату из телепередачи в фильме «Зомби по имени Шон» (ведущий новостей объявляет, что ожидание конца света вызвало всплеск активности исламистов и других религиозных групп). «Аванпост» пытается быть всем и сразу: «Матрицей» с ее высокопарными лекциями по «философии для чайников» и отсылками к французским философам, и «Бегущим по лезвию», и «Днем независимости». Возможно, в этой попытке объять необъятное и есть главная проблема фильма.

-3

Нельзя не оценить робких, но остроумных попыток сценаристов высказаться на актуальные темы. Эта метаткань намеренно плохо замаскирована. Так, майор Долматов между делом шутит про то, что сейчас (то есть в момент кризиса) «даже СМИ правду говорят», а кадры с митинга за раскрытие информации о произошедшем (большинство из которой государство и так не скрывает от населения) местами вообще выглядят документально и очень напоминают реальные российские митинги (гвардейцы проводят «жесткие» задержания). Если отбросить избыточность и путаность, столь свойственную российскому кино, то в принципе философскую концепцию «Аванпоста» можно свести к сартровской пьесе «За закрытыми дверями». Ад — это другие: их инстинкты, алчность, корысть, — впрочем, все те же качества, что можно легко заметить и за собой. Финальная сцена фильма — самая впечатляющая как визуально, так и эссенциально: скомканность компенсируется вполне четко произнесенной моралью в конце: человечество все еще находится в архаическом состоянии «войны всех против всех». Именно это, а не сложные компьютерные матрицы, и мешает нам сделать скачок в «прекрасное будущее», которое, казалось бы, так осязаемо и очерчено, но только что-то никак не наступит.