Primeval (США).
Еще одна малоизвестная психоделическая хард-рок-группа Primeval была образована в начале 1970-х в Индианаполисе, штат Индиана, США. В состав этого квинтета вошли такие музыканты как, гитарист Jay Wilfong, лидер вокалист, арфист и перкуссионист Dave Campton, гитарист и вокалист Larry Lucas, басист Mark Sipe и барабанщик Mel Cupp. Группа была недолговечна, и за время своего существования выпустила всего один сингл и один полноценный студийный альбом в 1974 году, но оставила существенный след в становлении американского хард-рока и особенно хэви-метала, об них даже говорилось в статье “The Lost Pioneers of Heavy Metal” журнала Classic Rock 2007 года, как о потерянной жемчужине хэви-метала.
Самым опытным и самым возрастным из всего коллектива был гитарист Jay Wilfong, который был старше всех на 4-5 лет, а учитывая юный возраст участников это была очень существенная разница в возрасте. Ну а родился Jay Wilfong в очень маленьком фермерском тауншипе Уиллоу-Бранче, округа Пайетт, штат Иллинойс, США. В то время численность населения этого фермерского городка насчитывало 75 человек. Еще в 1950-х годах в возрасте шести лет он начал писать стихи и песни. Его отец был равнодушен к музыке, и тем более к новым веяниям, и как он сам говорил, что ненавидел The Beatles. Наоборот мать Jay Wilfong видя предрасположенность сына к музыке отдала его в возрасте пяти лет обучаться игре на фортепиано. Но он начал сам играть на гитаре, когда ему исполнилось тринадцать лет и когда она совершенно случайно попала ему в руки. После чего он окончательно решил отказаться от фортепиано и научиться играть на гитаре, беря уроки у старого учителя Jack Davis. Но кроме этого он слушал пластинки американской рок-группы Paul Revere & The Raiders, а также другой американской гитарной инструментальной и серф-рок-группы The Ventures, причем старался подобрать аккорды и ритмику этих известных коллективов. После чего, еще учась в младшем классе средней школы он попал в состав своей первой группы-квартета The Westminster 5, но вскоре из-за переезда из группы ушел барабанщик и группа прекратила свое существование. После распада квартета Jay Wilfong вошел в состав сначала The Condemned, а затем Knights of Day, которые просуществовали совсем недолго. Ну а когда ему уже было пятнадцать лет, он вошел в состав более серьезной группы The Poverty Programme из Форта-Уэйна, штат Индиана, которая была трибьют-группой The Who. Со своей программой этот коллектив выступал уже на более интересных мероприятиях, фестивалях, концертах. Вскоре он встретился дома у басиста Mark Sipe с лидер вокалистом, арфистом и перкуссионистом Dave Campton, с будущим барабанщиком Mel Cupp, который на тот момент не умел играть и с гитаристом и вокалистом Larry Lucas, только что начавшим изучать гитару.
Несмотря на это у них было большое желание играть и создать свою группу, которую они впоследствии назвали Primeval (“Первобытный”). После чего последовали длительные репетиции и многочисленные концертные выступления. Причем первое выступление было в выставочном центре округа Хэнкок, а после последовали различные концерты в клубах, в том числе совместные выступления с The Faith Band, Johnny Cougar и другими, а также грандиозные концерты на стадионе Busch в Индианаполисе, на разогреве у ZZ Top, Climax Blues Band и Muddy Watters. Причем по мнению гитариста Jay Wilfong одной из любимых мест было выступление в женской тюрьме Индианы в Индианаполисе. Кроме этого с ними на местной сцене выступали Styx, REO Speedwagon, The Chosen Few, Pure Funk, The Oliver и другие. Ну а вскоре в 1972 году группа Primeval выпустила свой первый и единственный сингл “Too Dead to Live”/ “Fantasies” в стиле блюза и хард-рока. Причем уже тогда чувствовалась энергетика группы и хорошее мастерство группы. Как утверждал в своем интервью гитарист Jay Wilfong на его творческую деятельность сильно повлияли с самого раннего детства Paul Revere & The Raiders, The Ventures, а также Jeff Beck, Eric Clapton, The Yardbirds, The Allman Brothers Band, и конечно Billy Gibbons из ZZ Top с которыми Primeval приходилось выступать с совместными концертами. Ну а концерты самой группы проходили с оглушительным успехом. И только в 1974 году коллектив приступил к записи своего единственного дебютного альбома “Smokin’ Bats at Campton’s”, на маленькой на тот момент студии 700 West Records, находящейся в Новой Палестине, США и в этом же году был выпущен там же на лейбле 700 West.
Треклист
01. Leavin’ - 3:53
02. Progress - 3:25
03. Fantasies - 6:04
04. Pretty Woman - 3:12
05. Tell Me If You Can - 5:04
06. Hey, Lover - 2:38
07. High Steppin’ Stomper - 4:27
08. Your Blues - 7:26
Состав группы
Dave Campton - lead vocals, harp, percussion
Larry Lucas - electric & acoustic guitar, vocals
Jay Wilfong - electric guitar, screams
Mark Sipe - bass
Mel Cupp - drums
Несмотря на то, что альбом получился достаточно интересным, он долгое время не переиздавался, и только с 2006 года появились первые переиздания на CD в Великобритании на лейбле Radioactive, а в дальнейшем переиздавался на разных носителях, в разные годы в США, Греции, Великобритании. Звукоинженером релиза был Moe Whittemore(01.09.1934-20.01.2022), невероятно талантливый основатель и владелец лейбла 700 West, который к тому же был музыкантом, композитором, изобретателем, создателем мебели, инструментов, а также создателем самолетов для свободного полета, аэродинамики и оборудования, и участником соревнований. В общем невероятно разносторонний и талантливый человек, а его студия со временем приобрела культовый и легендарный статус. Да и на этот альбом Moe Whittemore оказал большое влияние, особенно на его формирование как аранжировщик и композитор, добавляя в музыкальное сопровождение разнообразия, немного джазовости и прогрессивности. В целом же Primeval исполнили высококачественный психоделический хард-рок с явным влиянием шикарного блюза, и как уже говорилось с небольшими прогрессивными элементами. Релиз состоит из восьми, практически равноценных композиций, в которых практически невозможно найти какие-либо отрицательные стороны, а все музыканты невероятно хороши, будь то заводная ритм-секция в лице басиста Mark Sipe и неугомонного барабанщика Mel Cupp, потрясающие гитарные риффы двух гитаристов Jay Wilfong и Larry Lucas, ну и конечно впечатляющие вокальные партии лидер-вокалиста Dave Campton, который к тому же прекрасно дополнял музыкальное сопровождение партиями на арфе и перкуссии. Тираж был небольшим всего тысяча экземпляров, поэтому он пользуется спросом у коллекционеров. Группа еще некоторое время существовала, но постоянные трения и разногласия привели к тому, что поначалу из состава ушел гитарист Jay Wilfong занявшись сначала сольной работой записав восемь компакт-дисков и альбомов, а в 1980 году вошел в состав хард-рок-группы Buccaneer, выпустив в этом году одноименный альбом. А остальные участники Primeval приняв в состав клавишника играли еще какое-то время кавер-версии известных исполнителей в различных клубах, но в итоге распались.
Poll (Греция).
Мелодичная психоделическая прог-фолк-рок-группа Poll была образована в 1971 году в Афинах, Аттика, Греция четырьмя музыкантами: гитаристом и вокалистом Kostas Tournas, басистом и вокалистом Stavros Logaridis (21.09.1953-12.04.2022, принимал участие также в Stew and Nick, Akritas), барабанщиком и перкуссионистом Spiros Papayannis, а также еще одним гитаристом и вокалистом Robert Williams. Несмотря на то, что группа выпустила всего два студийных альбом в начале своего творчества, они являются самым коммерчески успешным проектом Греции всех времен, а их песни считаются одними из лучших песен греческой музыки. Поэтому назвать их малоизвестными и редкими конечно же нельзя, но почему-то уверен, что не все знают у нас о существовании этой колоритной, невероятно мелодичной команды с красочной перкуссией и необычными гитарными риффами. Конечно назвать Poll рок-группой как таковой можно с большой натяжкой, это скорее всего психоделическая фолк-поп-группа с интересными прогрессивными элементами.
Вообще греческий певец, музыкант и композитор Kostas Tournas родился 23 сентября 1949 года в Триполи, Греция. Он с ранних лет увлекался вокалом и пел народные греческие песни и играл на гитаре, которую ему подарила мать. Его семья жила небогато и постоянно испытывала финансовые трудности, именно поэтому они вскоре переехали в Афины, где Kostas закончил среднюю школу, причем часто работал в различных клубах исполняя разные песни. Ему уже тогда нравились группы The Rolling Stones, The Beatles, Crosby, Stills, Nash & Young и другие похожие коллективы. В дальнейшем кроме формирования и участия в группе Poll гитарист и вокалист Kostas Tournas начиная с 1973 года посвятил себя успешной сольной карьере, выпустив при этом двадцать студийных сольных альбомов, несколько синглов и компиляций. При этом он часто принимал участие в музыкальных радио и телепередачах, различных конкурсах и фестивалях, причем очень успешно, а его песни становились хитами. Он является одним из пионеров греческого рока.
Второй гитарист, вокалист и композитор Robert Williams (с рождения Robertos Konstantinos Williams), являлся практически ровесником Kostas Tournas, так как родился 4 декабря 1949 года в Афинах. Именно там они и подружились вместе с Kostas, когда он с семьей переехал в этот город. Кроме группы Poll, он, также начиная с 1973 года вел успешную творческую сольную деятельность выпустив девятнадцать студийных сольных альбомов, а также несколько синглов и компиляций. Кроме этого Robert Williams часто учавствовал в различных музыкальных мероприятиях, в том числе телевизионных, принимал участие в конкурсе Евровидение, сочинял партитуры. Но к сожалению, он недавно ушел из жизни 21 августа 2022 года.
А начиналось формирование и сотрудничество музыкантов еще в начале 1960-х, ведь еще в 1964 году два друживших с детства гитариста и вокалиста Kostas Tournas и Robert Williams создали группу Teenagers. И уже тогда они сочинили свою первую совместную песню “You don’t love me” с которой они выступали на местной сцене, а в 1967 году ребята решили поменять название команды на Dinos and the X-Rays. Но в дальнейшем их ждало разочарование, ведь вскоре Kostas Tournas был призван в армию, а Robert Williams на эти два года уехал в Родезию.
По возвращении они опять встретились и решили создать свою группу, для чего они пригласили талантливого басиста и вокалиста Stavros Logaridis, а впоследствии барабанщика и перкуссиониста Spiros Papayannis которую назвали Poll. После чего они стали выступать в различных клубах, а первое официальное концертное мероприятие прошло в афинском Pedion tou Areos, а дальше в музыкальном клубе Kyttaro и других учреждениях. Вскоре к ним присоединились две вокалистки Nasia Sand и Mary Glass, а уже в апреле 1971 года, на лейбле Polydor Records вышел их первый сингл “Anthrope Agapa”/ “Ela Ilie Mou”, который мгновенно самым известным хитом по всей Греции, причем первая песня разошлась огромным тиражом в 200 000 экземпляров, который считается до сих пор непревзойденным в Греции. После чего группа занялась наработкой материала для своего полноценного альбома, в результате чего в сентябре 1971 года вышел их дебютный студийный альбом “Anthrope” (“Άνθρωπε”) на лейбле Polydor Records.
Треклист
01. Poll Means Love - 0:55
02. Φόβοι μου (Fovee moo) - 2:40
03. Ψάχνω να βρώ το φίλο μου (Psakhno na vro to filo moo) - 3:48
04. Στην πηγή μιά κοπέλα (Stin pigi mia kapela) - 3:26
05. 2.000 λόγοι (2.000 logee) - 4:28
06. Παρασκευάς και Θωμάς (Paraskevas ke Thomas) - 3:02
07. Και μιλώντας για ανθρώπους (Ke milondas gia anthropoos) - 2:22
08. Ο γέρος (O geros) - 2:28
09. Χρώματα (Khromata) - 3:04
10. Piccadilly Circus - 2:08
11. Γιατί έχει μακριά μαλλιά (Giati ekhee makria mangia) - 2:31
12. Σήμερα και αύριο (Simera ke avrio) - 3:38
13. Πέστε μου τι θέλω/Poll σημαίνει αγάπη/Ποιος θα δείξει (Peste moo ti thelo/Poll simenee agapi/Peos tha deeksee) - 5:27
Бонус-треки
14. Η γενιά μας (I genia mas) - 3:13
15. Έλα ήλιε μου (Ela ilie moo) - 3:23
16. Άνθρωπε αγάπα (Anthrope agapa) - 2:27
Состав группы
Kostas Tournas - guitar, vocals
Robert Williams - guitar, vocals
Stavros Logaridis - bass, vocals
Spiros Papayannis - drums, percussion
с участием
Nasia Sand - vocals
Mary Glass – vocals
Винил был невероятно популярным и много раз переиздавался на разных носителях, на разных лейблах, но только в Греции. В результате получился великолепный психоделический фолк-поп-рок с интересными прогрессивными элементами, с невероятно приятными мелодиями и греческим колоритом. Релиз содержит пятнадцать коротких треков, с невероятно мелодичными многоголосиями, исполняемые женским и мужским вокалом в основном на греческом языке, что придавало каждой композиции определенный греческий колорит. И лишь только две композиции исполнены на английском языке. Все эти запоминающие мелодии с волнующей атмосферой музыканты создают, используя разнообразные гитары, фортепиано, флейты, бузуки, казу, орган, всевозможную перкуссию. В итоге получилось прекрасное произведение греческого психоделического фолка, которое входит в лучшие издания греческого рока. Весной 1972 года коллектив выпустил свой второй сингл “Aety”/ “I Genia Mas”, обе песни из которого стали опять хитами в Греции. После чего группа продолжила свою концертную деятельность и выступления на фестивалях, а также на том же лейбле Polydor Records в 1972 году выпустили свой второй одноименный альбом “Poll”.
Треклист
01. Ρυθμός (Rithmos) - 2:16
02. Ξημερώνει (Ksimeronee) - 3:21
03. Δε θα ‘σαι μάρτυς (De fa ‘se martis) - 3:22
04. Πες΄ της μαϊμούς να μη με πειράζει με το δάχτυλο της (Pes’ tis memoos na mi me peerazee me to dahtilo tis) - 2:21
05. Ελένη (Eleni) - 3:02
06. Όσες φορές (Oses fores) - 2:19
07. Μια μέρα βροχερή (Mia mera vroheri) - 2:28
08. Μάνα (Mana) - 2:16
09. Σαν πέρναγε ο χειμώνας (San pernage o heemovas) - 2:09
10. Ποιος μπορεί να πιστέψει (Poyos boree na pistepsee) - 3:55
11. Poll Means Love - 0:54
бонус-треки
12. Μολυβιές φωτογραφίες (Molivies fotografies) - 2:51
13. Αετοί (Aetee) - 4:00
Состав группы
Kostas Tournas - guitar, vocals
Robert Williams - guitar, vocals
Stavros Logaridis - bass, vocals
Spiros Papayannis - drums, percussion
Альбом переиздавался реже чем дебютник и тоже только в Греции на разных носителях. Возможно винил немного слабее чем первый релиз, но в нем тоже есть красивые и мелодичные композиции прогрессивного психоделического фолк-поп-рока. Профессионализм музыкантов, играющих на разнообразных музыкальных инструментах также не вызывает сомнений, как и их композиторские способности. Большую часть музыкального материала, как и в дебютном альбоме сочинил вокалист, музыкант и композитор Kostas Tournas, но в декабре 1972 года основные обязанности композитора на себя взял гитарист и вокалист Robert Williams, а уже в январе 1973 года группа объявила о своем расформировании. Ребята в основном занялись сольной деятельностью, а басистом и вокалистом Stavros Logaridis принял участие в формировании прог-группы Akritas выпустив в 1973 году интересный альбом прогрессивного спейс-рока. Кроме этого коллектив собрался вновь 24 сентября 1982 года выпустив концертный альбом, который они записали во время концерта в Lycabettus, а через девять лет в сентябре 1991 года они записали еще один концертник записанный опять же в Lycabettus.