Арктика – важнейший стратегический регион для России. Поэтому не случайно развитию и освоению арктических кладовых сегодня придаётся такое большое значение. И ключевую роль здесь играет Северный морской путь (СМП).
Сегодня к этой национальной транспортной артерии России приковано внимание не только внутри страны, но и за рубежом.
Данная магистраль, является кратчайшим путём, связывающим Европу и динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), – будущее мировой морской логистики и торговли.
Первый – разработка долгосрочной стратегии развития Арктики, старт которой был дан на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 17 сентября 2008 г., где c позиции тесной взаимосвязи задач обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития обсуждался вопрос «О защите национальных интересов России в Арктике».
Старт разработки долгосрочной стратегии развития Арктики прошел на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 17 сентября 2008 г., где c позиции тесной взаимосвязи задач обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития обсуждался вопрос «О защите национальных интересов России в Арктике».
Северный морской транзитный коридор (СМТК) – перспективный маршрут от Мурманска до Петропавловска-Камчатского, проходящий через Северный морской путь (СМП) й призванный соединить европейские й азиатские рынки.
Реализация проекта СМТК сопряжена с целым рядом амбициозных задач, стимулом к решению которых может стать обострившаяся в условиях геополитической нестабильности необходимость разворота внешних связей России на Восток.
В навигационном плане СМП представляет собой сложную морскую артерию, отличающуюся большой протяженностью (от Карских Ворот до бухты Провидения – 5 600 км, преодолеваемых судами ледового класса за 7-15 дней при скорости движения 5-13 морских узлов).
Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай, если выбрать маршрут через Северный морской путь, путешествие займет всего около 35 дней с расходом приблизительно 600 тонн топлива. В то же время, если предпочесть маршрут через Суэцкий канал, плавание удлинится до 48 дней, а расход топлива увеличится до 900-1000 тонн.
Сам СМП условно можно подразделить на два сектора – Западный и Восточный.
- К Западному сектору относится Карское море,
- к Восточному сектору – море Лаптевых, Восточно-Сибирское й Чукотское моря.
СМП в разных секторах развивается неравномерно – наибольшие изменения происходят в Западном секторе, где более лёгкие ледовые условия й относительно большие глубины. Развитие Восточного сектора СМП ограничивается более тяжёлыми ледовыми условиями, малыми глубинами, отсутствием глубоководных портов, отсутствием крупных месторождений полезных ископаемых, удаленностью от промышленных центров и малой плотностью населения.
Северный морской путь включает в себя порты Арктического бассейна, которые условно группируются следующим образом:
- Мурманск, Архангельск, Витино и Кандалакша - это наиболее крупные порты Арктики, связанные с железнодорожной системой страны и через которые проходит более 80% всех грузов, которые перевозятся через Арктический бассейн.
- Вторую группу составляют порты Варандей и Дудинка, которые обслуживают интересы определенной компании и имеют развитую портовую инфраструктуру.
- Все остальные порты, расположенные в трудно доступных районах без наземного транспорта и выполняющие функции обеспечения жизнедеятельности местных населенных пунктов, относятся к третьей группе.
Каков объём грузопотока по СМП?
- В 2016 году объем грузоперевозок по СМП достиг 7,5 млн т.
- В 2018 году рост перевозок обусловлен результатом досрочного ввода в эксплуатацию второй й третьей технологических линий «ЯмалСПГ».
- В 2019 году рост грузопотока произошёл за счёт реализаций новых проектов по добыче углеводородов и угля в Арктике.
Также выросли объемы отгружаемой нефти с Арктического отгрузочного нефтяного терминала Новопетровского месторождения Ворота Арктики.
Основу грузопотока по СМП в 2022 году составили нефтегазовые инвестиционные проекты: на Сжиженный природный газ и газоконденсат приходится 60,3% перевозок, на нефть й нефтепродукты – 21,2%
Кроме того, важной частью грузопотока по СМП является северный завоз – комплекс ежегодных мероприятий по обеспечению территорий Край него Севера Европейской части России, Сибири й Дальнего Востока основными жизненно важными товарами (прежде всего, продовольствием й нефтепродуктами) непосредственно перед зимним сезоном.
К первой категории отнесены грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и работы организаций социальной сферы, ЖКХ й энергетики, социально значимые продовольственные товары, непродовольственные товары народного потребления первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы.
Как обстоит ситуация у России с ледоколами?
Ледокольный флот у России самый мощный в мире
Сегодня у России в эксплуатации находятся 41 ледокол: 34 дизельных и 7 атомных. Это больше, чем у США, Канады, Финляндии, Дании, Швеции и Китая вместе взятых. Именно эти страны идут вслед за Россией в топ-20 по общему количеству ледоколов.
Помимо «России», в верфях на разной степени готовности находятся суда «Якутия» и «Чукотка» проекта 22220. В ближайшее время, в 2028 и 2030 годах, должны быть построены «Камчатка» и «Сахалин».
Важно понимать, что сегодня более 50% грузопотока Северного морского пути составляет сжиженный природный газ, и в этом смысле наличие мощного ледокольного флота в освоении СМП критически важно. Простой пример: без мощных ледоколов грузовые терминалы и морские порты, газовозы и танкеры смогли бы работать в году только пару месяцев.
Ледокольная проводка судов по СМП позволяет увеличить безопасность маршрута й сократить риски во время прохождения пути, а также расширить использование трассы как по временным, так й по географическим рамкам. Между тем, есть й негативные стороны ледокольной проводки – значительное удорожание перевозок й снижение скорости движения судов.
Северный морской транзитный коридор (СМТК) может стать хорошей альтернативой для морских путей через Суэцкий канал и Сингапур.
- Использование СМТК сокращает расстояние между Европой и Азией на 40%, что обеспечивает значительную экономию времени и расходов на топливо.
- Плюс, в Суэцком канале часто возникают проблемы с пробками. Например, в марте 2021 года канал заблокировал грузовой корабль Ever Given. Это вызвало глобальные обсуждения о необходимости снижения зависимости международной торговли от таких "узких мест".
Что касается США, то они видят в Арктике и Северном морском пути важные точки для глобальной системы противоракетной обороны.
Развитие Северного морского пути и всего Северного морского транспортного коридора в целом – это долгосрочная стратегия развития Российской Федерации.