5,5K подписчиков

Передвижники: лучшие художники XIX века и бунтари от искусства

277 прочитали

В Михайловском замке Русского музея проходит выставка «Рисунки и акварели передвижников», на которой можно увидеть редко экспонируемые произведения Ильи Репина, Ивана Шишкина, Виктора Васнецова, Ивана Крамского, Василия Сурикова, Николая Ге и других известных художников, а также узнать об особенностях искусства графики.

Сможете ли вы отличить рисунок тушью от рисунка карандашом, а акварель от масляной живописи? Как художники используют пастель и что такое соус в графике? Рассказываем историю товарищества передвижников и показываем некоторые редкие графические и акварельные работы лучших живописцев XIX века.

КТО ТАКИЕ ПЕРЕДВИЖНИКИ

Художественная артель

Вместо греческих мифов и легенд – родные сказки и былины, вместо руин древнеримских храмов – очарование отечественных лесов и деревушек. Мы устали изображать идеальных богов и героев древних лет, хотим посвятить свои полотна простым людям, их повседневным делам, бедам и радостям.

Илья Репин «Бурлаки на Волге», 1870-1873
Илья Репин «Бурлаки на Волге», 1870-1873
Виктор Васнецов «Витязь на распутье», 1882
Виктор Васнецов «Витязь на распутье», 1882
Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1876
Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1876

Так решила группа молодых художников в XIX веке. Среди них оказались самые лучшие, самые талантливые, молодые и полные сил. История товарищества передвижных художественных выставок началась с события, названного «бунт 14-ти».

В 1863 году 14 обладателей малых золотых медалей Академии Художеств на выпускном экзамене отказались писать композицию на тему «Пир в Вальхалле». Всем составом они покинули Академию, сорвав конкурс на большую золотую медаль, которая давала множество привилегий: заграничную пенсионерскую поездку на 6 лет, звание классного художника 1-й степени, статус лучшего выпускника и возможность хорошего начала карьеры.

Большинство студентов Академии мечтали о золотой медали. Отказ сразу 14-ти конкурсантов, которых сама Академия признала лучшими, был делом невероятным.

Лидером художников-бунтовщиков стал Иван Крамской. Помимо него среди участников бунта были Алексей Корзухин, Константин Маковский, Карл Лемох и другие.

Виктор Васнецов «Портрет Ивана Крамского», 1871
Виктор Васнецов «Портрет Ивана Крамского», 1871

Обучение в Академии Художеств было обстоятельным и долгим, выпускники были людьми взрослыми, многие уже обзавелись семьями. «Чтобы не пропасть», как писал Крамской, после выхода из Академии они создали организацию нового типа – Художественную артель, настоящую творческую коммуну.

Сняли одну большую квартиру, которая служила и мастерской, жили в ней вместе с семьями, вели общее хозяйство. У Артели был общий бюджет, заработок от заказов распределялся между участниками.

Артель просуществовала 7 лет. В 1870 году ее опыт переняла новая, значительно более масштабная организация – Товарищество передвижных художественных выставок. Часть артельщиков перешли в нее, а Иван Крамской стал одним из учредителей, наряду с Григорием Мясоедовым, Николаем Ге и Василием Перовым.

Товарищество передвижных художественных выставок

Товарищество передвижных художественных выставок просуществовало с 1870 по 1923 год.

За это время оно объединило лучших русских художников, таких, как: Илья Репин, Василий Суриков, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Николай Ге и многих других. Среди них были пейзажисты, портретисты, исторические и жанровые живописцы.

Иван Шишкин «Корабельная роща», 1898
Иван Шишкин «Корабельная роща», 1898
Константин Маковский «Жница», 1871
Константин Маковский «Жница», 1871
Николай Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871
Николай Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871

У организации был строгий Устав и система правил.

«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений».

Передвижники ставили перед собой художественные и практические цели. Они стремились показать преимущество реалистических принципов в искусстве над академической идеализацией. Показывая картины в разных городах, занимались просвещением и развивали интерес к живописи среди публики. Широкий круг посетителей выставок позволял легче находить покупателей для картин, а молодые художники получали возможность заявить о себе.

С первой выставки 1871 года передвижники провели 47 выставок в разных городах России.

Движущей силой существования Товарищества оставалось творческое противостояние с Академией Художеств. Однако, постепенно противоречия сглаживались, а после реформы Академии 1893 года практически сошли на нет. Некоторые известные художники-передвижниками стали преподавателями Академии.

Наибольшая творческая активность товарищества передвижников приходится на 1870е-1890е годы.

Этому периоду и посвящена выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея.

О ЧЕМ РАССКАЖУТ РИСУНКИ И АКВАРЕЛИ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ

На выставках передвижников как правило показывали живописные произведения, очень редко – графику. Необходимые условия хранения многих графических произведений не позволяют часто представлять их широкой публике. Поэтому выставка Русского музея дает посетителям редкую возможность увидеть работы известных авторов из фондов Русского музея и частного собрания.

  • Графические произведения очень разные. Например, этюды и эскизы могут запечатлеть первую мысль, вдохновившую автора на создание картины, или показать процесс творческого поиска.
Илья Репин «Портрет Льва Толстого за работой»,  1891
Илья Репин «Портрет Льва Толстого за работой», 1891

Произведение Ильи Репина «Портрет Толстого за работой. 1891» - один из многих рисунков, исполненных Репиным во время пребывания у Толстого в Ясной Поляне.

Художник хотел запечатлеть писателя среди обычной жизни, как бы без позирования.

Представленный на выставке эскиз интересен непосредственностью жизненного впечатления. Удобная поза писателя в сочетании с характерными деталями интерьера комнаты сообщает работе документальность, создает впечатление случайного мгновения, выхваченного из потока времени.

  • Другой тип графических произведений – станковые работы. Они не уступают живописи и демонстрируют малоизвестные широкой публике грани таланта и мастерства знаменитых художников.
Иван Шишкин  «Лес», 1874 год
Иван Шишкин «Лес», 1874 год

Таков рисунок «Лес» 1874 года Ивана Шишкина, написанный пером и тушью. Данная графическая техника очень сложна, поскольку, в отличие от карандаша, она не допускает исправлений. Мелкие, филигранные штрихи демонстрируют виртуозное мастерство Шишкина.

Графическое наследие знаменитого пейзажиста очень обширно, значительная его часть – около полутора тысяч листов – находится в собрании Русского музея.

Иван Крамской. «Вечер на даче», 1872
Иван Крамской. «Вечер на даче», 1872
  • Невозможно представить выставку без произведений одного из предводителей передвижников – Ивана Крамского. Он считается одним из создателей жанра социально-психологического портрета, а на выставке можно увидеть неожиданную для него спокойную жанровую композицию «Вечер на даче. 1879».

Стремление Крамского быть первопроходцем и новатором выразилось и в графике – он одним из первых в России начал применять технику соуса, в которой и исполнена эта работа.

А сможете угадать автора этого произведения?

В Михайловском замке Русского музея проходит выставка «Рисунки и акварели передвижников», на которой можно увидеть редко экспонируемые произведения Ильи Репина, Ивана Шишкина, Виктора Васнецова, Ивана-11

Создатель шедевров «Витязь на Распутье», «Баян» и других былинно-сказочных картин – Виктор Васнецов. Это его рисунок под названием «Девочка и голодный мальчик», 1884.

На выставке также представлены прекрасные образцы графических и акварельных портретов, пейзажи Исаака Левитана, Алексея Боголюбова и многое другое.

Алексей Боголюбов «Аллея в парке в Шварценберге», 1872
Алексей Боголюбов «Аллея в парке в Шварценберге», 1872
Исаак Левитан «Пасека», 1887
Исаак Левитан «Пасека», 1887
Илья Репин «Портрет М. К. Тенишевой», 1896
Илья Репин «Портрет М. К. Тенишевой», 1896

В экспозицию выставки вошло около 100 графических произведений передвижников из коллекции Русского музея и частного собрания. Посетители могут увидеть уникальные и редко экспонируемые работы выдающихся художников конца XIX века.

Представленные на выставке портреты, пейзажи, бытовой жанр, этюды и эскизы к известным произведениям дополняют представление о творчестве передвижников, а также дают возможность познакомиться с историей Товарищества передвижных художественных выставок.

Выставка организована при поддержке: ПАО «Северсталь», БФ «Доброта Севера», АО «Силовые машины», ООО «Лента», Nordgold, СВЕЗА-Лес, туристической компании FUN&SUN и сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия АВА-Петер».

Выставка открыта в Михайловском замке Русского музея до 8 июля.