В Михайловском замке Русского музея проходит выставка «Рисунки и акварели передвижников», на которой можно увидеть редко экспонируемые произведения Ильи Репина, Ивана Шишкина, Виктора Васнецова, Ивана Крамского, Василия Сурикова, Николая Ге и других известных художников, а также узнать об особенностях искусства графики.
Сможете ли вы отличить рисунок тушью от рисунка карандашом, а акварель от масляной живописи? Как художники используют пастель и что такое соус в графике? Рассказываем историю товарищества передвижников и показываем некоторые редкие графические и акварельные работы лучших живописцев XIX века.
КТО ТАКИЕ ПЕРЕДВИЖНИКИ
Художественная артель
Вместо греческих мифов и легенд – родные сказки и былины, вместо руин древнеримских храмов – очарование отечественных лесов и деревушек. Мы устали изображать идеальных богов и героев древних лет, хотим посвятить свои полотна простым людям, их повседневным делам, бедам и радостям.
Так решила группа молодых художников в XIX веке. Среди них оказались самые лучшие, самые талантливые, молодые и полные сил. История товарищества передвижных художественных выставок началась с события, названного «бунт 14-ти».
В 1863 году 14 обладателей малых золотых медалей Академии Художеств на выпускном экзамене отказались писать композицию на тему «Пир в Вальхалле». Всем составом они покинули Академию, сорвав конкурс на большую золотую медаль, которая давала множество привилегий: заграничную пенсионерскую поездку на 6 лет, звание классного художника 1-й степени, статус лучшего выпускника и возможность хорошего начала карьеры.
Большинство студентов Академии мечтали о золотой медали. Отказ сразу 14-ти конкурсантов, которых сама Академия признала лучшими, был делом невероятным.
Лидером художников-бунтовщиков стал Иван Крамской. Помимо него среди участников бунта были Алексей Корзухин, Константин Маковский, Карл Лемох и другие.
Обучение в Академии Художеств было обстоятельным и долгим, выпускники были людьми взрослыми, многие уже обзавелись семьями. «Чтобы не пропасть», как писал Крамской, после выхода из Академии они создали организацию нового типа – Художественную артель, настоящую творческую коммуну.
Сняли одну большую квартиру, которая служила и мастерской, жили в ней вместе с семьями, вели общее хозяйство. У Артели был общий бюджет, заработок от заказов распределялся между участниками.
Артель просуществовала 7 лет. В 1870 году ее опыт переняла новая, значительно более масштабная организация – Товарищество передвижных художественных выставок. Часть артельщиков перешли в нее, а Иван Крамской стал одним из учредителей, наряду с Григорием Мясоедовым, Николаем Ге и Василием Перовым.
Товарищество передвижных художественных выставок
Товарищество передвижных художественных выставок просуществовало с 1870 по 1923 год.
За это время оно объединило лучших русских художников, таких, как: Илья Репин, Василий Суриков, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Николай Ге и многих других. Среди них были пейзажисты, портретисты, исторические и жанровые живописцы.
У организации был строгий Устав и система правил.
«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений».
Передвижники ставили перед собой художественные и практические цели. Они стремились показать преимущество реалистических принципов в искусстве над академической идеализацией. Показывая картины в разных городах, занимались просвещением и развивали интерес к живописи среди публики. Широкий круг посетителей выставок позволял легче находить покупателей для картин, а молодые художники получали возможность заявить о себе.
С первой выставки 1871 года передвижники провели 47 выставок в разных городах России.
Движущей силой существования Товарищества оставалось творческое противостояние с Академией Художеств. Однако, постепенно противоречия сглаживались, а после реформы Академии 1893 года практически сошли на нет. Некоторые известные художники-передвижниками стали преподавателями Академии.
Наибольшая творческая активность товарищества передвижников приходится на 1870е-1890е годы.
Этому периоду и посвящена выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея.
О ЧЕМ РАССКАЖУТ РИСУНКИ И АКВАРЕЛИ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ
На выставках передвижников как правило показывали живописные произведения, очень редко – графику. Необходимые условия хранения многих графических произведений не позволяют часто представлять их широкой публике. Поэтому выставка Русского музея дает посетителям редкую возможность увидеть работы известных авторов из фондов Русского музея и частного собрания.
- Графические произведения очень разные. Например, этюды и эскизы могут запечатлеть первую мысль, вдохновившую автора на создание картины, или показать процесс творческого поиска.
Произведение Ильи Репина «Портрет Толстого за работой. 1891» - один из многих рисунков, исполненных Репиным во время пребывания у Толстого в Ясной Поляне.
Художник хотел запечатлеть писателя среди обычной жизни, как бы без позирования.
Представленный на выставке эскиз интересен непосредственностью жизненного впечатления. Удобная поза писателя в сочетании с характерными деталями интерьера комнаты сообщает работе документальность, создает впечатление случайного мгновения, выхваченного из потока времени.
- Другой тип графических произведений – станковые работы. Они не уступают живописи и демонстрируют малоизвестные широкой публике грани таланта и мастерства знаменитых художников.
Таков рисунок «Лес» 1874 года Ивана Шишкина, написанный пером и тушью. Данная графическая техника очень сложна, поскольку, в отличие от карандаша, она не допускает исправлений. Мелкие, филигранные штрихи демонстрируют виртуозное мастерство Шишкина.
Графическое наследие знаменитого пейзажиста очень обширно, значительная его часть – около полутора тысяч листов – находится в собрании Русского музея.
- Невозможно представить выставку без произведений одного из предводителей передвижников – Ивана Крамского. Он считается одним из создателей жанра социально-психологического портрета, а на выставке можно увидеть неожиданную для него спокойную жанровую композицию «Вечер на даче. 1879».
Стремление Крамского быть первопроходцем и новатором выразилось и в графике – он одним из первых в России начал применять технику соуса, в которой и исполнена эта работа.
А сможете угадать автора этого произведения?
Создатель шедевров «Витязь на Распутье», «Баян» и других былинно-сказочных картин – Виктор Васнецов. Это его рисунок под названием «Девочка и голодный мальчик», 1884.
На выставке также представлены прекрасные образцы графических и акварельных портретов, пейзажи Исаака Левитана, Алексея Боголюбова и многое другое.
В экспозицию выставки вошло около 100 графических произведений передвижников из коллекции Русского музея и частного собрания. Посетители могут увидеть уникальные и редко экспонируемые работы выдающихся художников конца XIX века.
Представленные на выставке портреты, пейзажи, бытовой жанр, этюды и эскизы к известным произведениям дополняют представление о творчестве передвижников, а также дают возможность познакомиться с историей Товарищества передвижных художественных выставок.
Выставка организована при поддержке: ПАО «Северсталь», БФ «Доброта Севера», АО «Силовые машины», ООО «Лента», Nordgold, СВЕЗА-Лес, туристической компании FUN&SUN и сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия АВА-Петер».
Выставка открыта в Михайловском замке Русского музея до 8 июля.