Все очень просто: Злые Силы, подправляя Ветхий и Новый заветы, Евангелие, медленно и кропотливо шли к своей цели – власти над человечеством, а тем самым к ввержению планеты Земля в пропасть инферно.
И. Тальков, «Монолог».
Пожалуй, нет таких современных музыкантов, кто вызывал к себе столь разное отношение. С одной стороны – совершенно искренняя любовь и уважение к его прямым и смелым текстам. С другой – обвинения в конъюнктурщине, плагиате и посредственных творческих способностях.
Но как по мне, это только подтверждает его талант и большое значение для своего поколения. А насчет того, какой он был человек – ну, говорят всякое, но я с ним лично за руку не здоровался. Но мы сегодня обсудим более узкую тему, а именно то, как Игорь Тальков относился к евреям.
Ну, эта – Тальков далеко не сразу начал косплеить то ли Иисуса, то ли былинного витязя и переодеваться в белого офицера. Сначала он был типичным представителем поздней советской эстрады, выступал в дуэте с тогда еще вполне симпатичной Аллегровой и пел идейно верные песни про «Чистые пруды».
Но очень скоро все изменилось и, как говорят девушки, теперь мы узнали, какой он на самом деле)) Тальков начал позиционировать себя, как монархист-антикоммунист и стал одним из самых популярных антисоветчиков своего времени. Но в этом нет ничего удивительного – антисоветчиками тогда были все, начиная от Бориса Гребенщикова до группы «Комбинация».
Вероятно, что именно сильно беллетризированная дореволюционная романтика и повлияла на его отношение к евреям. По крайней мере, привычка всяких белых офицеров смотреть на этот народ, как Ленин на буржуазию. Так, например, Тальков вполне себе верил в реальность «Протокола сионских мудрецов», которые упоминал в своей книге и даже серьезно обсуждал.
Но я бы сделал скидку на то доинтернетное время, когда у человека не было возможности что-то проверить. Людям сказали, что вот, есть такая книга – и многие этому бреду поверили, как склонны верить любым внезапным разоблачениям. Тем более, что 1980-е годы стали эпохой кризиса и демонтажа советской власти. Все вокруг менялось, прежний исторический опыт был признан ошибочным, и многим хотелось в этом кого-то обвинить.
А кто лучше всего подходит на роль козлов отпущения? Неудивительно, что Тальков приравнял евреев и большевиков – как, впрочем, и почти все люди его времени. Автор знает, взгляды многих его читателей ничем не отличаются от сомнительных убеждений Талькова и сформировались именно тогда. Жалко, конечно, что со временем они их не откорректировали, но это уже связано с уровнем интеллекта.
Тем не менее, по своему воспитанию и менталитету Игорь Тальков был обычный советский человек. И у него в голове не укладывалось, что кого-то можно не любить только из-за его национальности. Поэтому всю его творческую жизнь певца окружали евреи, с которыми он был в весьма неплохих отношениях.
Так, например, евреи были в группе «Электроклуб», аранжировщиком которой он в свое время являлся. Евреями являлись большинство музыкантов в созданной Тальковым группе «Спасательный круг», включая его близкого друга Геннадия Беркова. Евреем был его продюсер Валерий Шляфман – тот самый, который, возможно, отправил Талькова на тот свет. Каждый из них прошел с певцом долгий путь и никогда не обвинял его в антисемитизме.
Дадим слово самому артисту: «Я сужу людей не по национальному признаку, а по наличию у них совести либо – отсутствию её. Порядочный еврей другом мне стать может, тогда как негодяй русский никогда. Мне приходилось встречать евреев, живущих по христианским принципам, и русских «иуд».
Так что, я бы не назвал Талькова антисемитом – скорее, человеком, полным взаимоисключающих параграфов. К сожалению, он прожил совсем недолгую жизнь и не получил достаточно времени, чтобы свое мнение изменить.