Найти тему

О творческой работе. Что происходит в мозге философа

Создание нового абстрактного понятия (пары образ+термин)

В грамматическую рамку вставляются слова, соответствующие образам, фиксируемым возбужденными нейронами. Один нейрон - новый, специализированный для нового понятия
В грамматическую рамку вставляются слова, соответствующие образам, фиксируемым возбужденными нейронами. Один нейрон - новый, специализированный для нового понятия

Начинается всё с того, что философа тревожит некая проблема. Он «слышит» поток речевых сообщений - «мыслей», и в этих «мыслях» нет решения проблемы. Об этом свидетельствует сохранение «мысленной жвачки».

В это время происходит и поддерживается активность когнитивных нейронов, соответствующих образам (из пары понятие = образ + термин), связанным с решаемой проблемой. Фронты возбуждения нейронов, прокатываясь в этом месте, нарушаются, срабатывет сигнализация нарушения целостности. Этим активизируется повторная инициация «дефектного» фронта возбуждения и формирование ощущаемого потока речевых сообщений.

Ситуацию разряжает оказавшийся пространственно близким к активным нейронам новый нейрон. Он дотягивается до одного из них и этим специализируется. То есть устанавливается взаимная возбуждающая связь между новым нейроном и выбранным, относящимся к решаемой проблеме нейроном.

Затем устанавливаются возбуждающие связи и с другими соседними одновременно возбужденными нейронами. И в дальнейшем, если находится вблизи еще какой-нибудь нейрон, который окажется возбужденным одновременно с новым, то и с ним будет установлена возбуждающая связь. А если вблизи возбудится какой-либо нейрон при заторможенном новом нейроне, то между ними тоже установится связь, но она для нового нейрона будет тормозящей.

Со временем, новый нейрон обзаводится уникальным пучком связей, что приводит к тому, что он возбуждается при некоторых сочетаниях возбуждения окружающих нейронов. Причем среди возбуждающих связей преобладают связи с нейронами, относящимися к решаемой проблеме.

Проходимость сети для фронта возбуждения оказывается обеспеченной/восстановленной.

Этот процесс полностью неощутим.

Решаемая проблема очень важна, и мысли о ней «не дают покоя». Это значит, что циклически запускается динамический стереотип формирования речевых сообщений. Эти сообщения или остаются неозвученными, или проговариваются, что не влияет на суть процесса.

Динамический стереотип формирования речевых сообщений (реализуемый цепочкой срабатывающих нейронов) отыгрывает грамматическую рамку, в которой на вакантные позиции подставляются слова, ассоциированные с образами, соответствующими возбужденным в этот момент когнитивным нейронам.

Пока затрагиваются устоявшиеся понятия (пары образ+термин) «мысли» формируются гладко. И вдруг — Эврика! В нужный момент возбужденным оказывается новый нейрон, и он претендует на вакантное место в реализуемой грамматической рамке. Тогда на вакантное место нужно подставить термин для нового образа (соответствующего новому нейрону), но готового термина ведь нет, и запускается стереотип словообразования.

Слова хранятся как образы слов (соответствующие нейроны), связанные с одной стороны с образами, образующими пару образ+слово, с другой стороны — с динамическим стереотипом произнесения, с третьей стороны — ассоциативными связями между собой, с четвертой стороны — с позициями в коллекции готовых речевых сообщений.

Начинается словообразование с подбора последовательности освоенных фонем на вакантное место речевого сообщения или некоторого набора речевых сообщений.

Каждое получившееся в результате подстановки речевое сообщение приобщается к текущей ситуации, и последствия этого определяются моделированием в индивидуальной картине мира и оцениваются (грамматически, эстетически, этически, по желательным и нежелательным ассоциациям в индивидуальной картине мира). Фиксируется ассоциативная связь нового образа с выбранным получившимся словом или с несколькими словами.

Этот этап, в отличие от формирования нового когнитивного нейрона — нового образа вполне «наблюдаем» в виде «потока мыслей».

В результате новое понятие (пара образ+термин) сформировано. Но — в одной индивидуальной картине мира. Дальше требуется «пересадить» эту пару в индивидуальные картины мира других людей и, наконец, в научную картину мира, отчужденную от создателя нового понятия.

Для такой «пересадки» создателю нового понятия приходится сочинить некое связное послание (нарратив), восприятие которого коллегами должно привести к формированию в их индивидуальных картинах мира некоего подобия (подобия по связям с другими образами) нового образа, ранее сформировавшегося у создателя.

Требуемый нарратив должен, во-первых, привлечь внимание коллег к проблеме, что запустит их собственные попытки сходу решить проблему и, в удачном варианте, создаст убеждение в необходимости нового понятия. Во-вторых, определить и представить известными терминами круг понятий, которые по мнению создателя нового понятия послужили основой для нового понятия. «По мнению» - так как реальный процесс не ощущался создателем нового понятия. Если связь нового понятия с ранее известным сложнее, чем простая ассоциация, то нужно описать эту связь. В-третьих, нужно обнародовать новый термин и обосновать его выбор.

При этом создатель нового понятия предполагает, что в индивидуальной картине мира коллеги выстроится структура, подобная той, которая была у создателя, и возникнет такой же новый образ, и с этим образом свяжется тот же термин.

Но реальная «пересадка» нового понятия из индивидуальной картины мира создателя в индивидуальную картину мира коллеги — редкая удача. Если это удается, то создатель понятия приобретает последователя.

Должны активизироваться нейроны, соответствующие образам, соответствующим терминам, использованным в нарративе. Должен найтись новый нейрон, готовый к специализации, и специализация должна произойти. Возбуждающие и тормозящие связи нового нейрона должны оказаться такими же, как у создателя понятия.

Но нейронная сеть у каждого человека уникальна, и сформировать (воспроизвести) в ней заданную структуру обычно невозможно. И, кроме того, на такое формирование требуется время.

Чаще всего результатом восприятия коллегой от создателя соответствующего послания оказывается занесение его текста в коллекцию речевых сообщений и последующее формирование критических речевых сообщений по этому тексту без внесения изменений в индивидуальную картину мира коллеги.

Имеет место обсуждение предложения о включении в научную картину мира нового понятия, как обмен речевыми сообщениями, в ходе которого образ (из пары образ+термин), если он сформировался, может обогатить связи с другими образами индивидуальных картин мира участников обсуждения.

При достаточной поддержке коллег создатель нового понятия может претендовать на включение понятия в научную картину мира. Тут существуют, по меньшей мере, две проблемы. Первая — требуется административное обеспечение и преодоление сопротивления «научной общественности». Вторая — принципиальная: образы научной картины мира существуют лишь в виде текстов и изображений (включая математические и алгоритмические). Эти тексты и изображения, в принципе, должны обеспечить формирование определенной пары образ+термин в индивидуальной картине мира каждого специалиста, воспринявшего эти материалы.

Но достигнуть такого обогащения индивидуальной картины мира воспринимающего специалиста практически невозможно. Ведь у каждого — своя анатомия коры головного мозга, своё распределение специализаций между нейронами, и новых нейронов становится с взрослением всё меньше. Главное — для специалиста сама проблема представляется уже решенной и не может в достаточной мере возбудить мозг.

Вместо полноценного восприятия нового понятия разворачивается многоголосая и, часто, многолетняя история интерпретаций. И кочуют по специальной литературе описания того, что имел в виду создатель нового понятия с точки зрения очередного философа.