Найти тему
Анатолий Цыганков

В тени референдума

Местный референдум в Сортавале проводиться не будет. Верховный суд Карелии с этим согласился.

Сортавальский муниципальный район преобразован в округ. Это, естественно, потребовало формирования новых органов местной власти. В связи с чем в Сортавале возникла общественная дискуссия относительно того каким образом избирать главу исполнительной муниципальной власти: всенародно это делать либо перепоручить данный выбор депутатскому корпусу окружного совета (депутаты избираются всенародно)? В законе об учреждении Сортавальского округа заложена вариативность, когда глава округа (исполнительной власти) может избираться как всенародно, так и вновь избранным депутатским корпусом. Выбор между двумя моделями имеют право сделать сами жители округа в ходе местного референдума. Для того чтобы его провести нужно сформировать инициативную группу и сформулировать вопрос для голосования. А чтобы запустить данную процедуру Избирательная комиссия Карелии должна зарегистрировать группу, после чего та смогла бы приступить к организации референдума. На всё про всё отводился один месяц и если в этот срок не уложиться инициаторам референдума, то его уже и не провести.

Инициативную группу создали в Сортавале, мотором работы которой стали сторонники партии «Справедливая Россия-за правду», её члены подготовили вопрос для референдума и документы передали в Избирком РК для регистрации группы. До этого момента проблем не возникало. Но дальше они начались.

Избирательная комиссия Карелии, изучив документы, пришла к выводу, что вопрос для референдума сформирован так, что на него невозможно однозначно ответить (а выбирать жители Сортавальского округа должны были между двумя ответами - «да» и «нет»). Люди, составлявшие вопрос для референдума, зачем-то в тело вопроса (одного вопроса) впихнули несколько подвопросов, на два из которых можно было ответить прямо противоположным образом. В одном подвопросе предлагалось избирать 15 депутатов в окружной совет, а в другом - избирать главу округа всенародно. В такой конструкции изначально закладывалась его неопределённость. По сути, гражданам предлагалось одновременно голосовать за несколько не связанных между собой вопросов (всего четыре подвопроса формулировались). Человек мог по одному подвопросу голосовать «за», а по-другому - «против». И как быть в таком разе?

В общем, с самого начала было понятно, что у членов Избиркома РК возникнут претензии к предлагаемому инициативной группой вопросу для референдума, потому как он противоречил нормам закона. Ожидаемо, группа не была зарегистрирована, референдум срывался (в месячный срок инициаторы его проведения уже не укладывались). Последние, полагаю, понимая, что дело их безнадёжное, обратились в Верховный суд Карелии, оспаривая избиркомовское решение. Имели на это право.

Верховный суд, изучив предоставленные материалы, встал на сторону Избиркома РК, согласившись с его аргументами. А другого и быть не могло, если букве закона следовать. Вполне возможно, что это судебное решение тоже может быть оспорено, но всё дальше происходящее уже надо рассматривать как форму предвыборной агитации местного отделения партии «Справедливая Россия-за правду». Эсеры, разумеется, участвуют в сентябрьских выборах в Сортавальский окружной совет депутатов и информационный шум вокруг судебной тяжбы им на руку. Они выступают за прямые и всеобщие выборы главы округа. С этой целью и взялись за организацию референдума, дабы заручиться народной поддержкой. И потому очевидно, что какое-то число избирателей Сортавальского муниципального округа с симпатией отнесутся к инициаторам несостоявшегося референдума (то что они сами в том виноваты, инициаторы благоразумно промолчат).

Выборы в окружной совет депутатов, собственно, уже идут, и сторонники сортавальских эсеров выглядят, пожалуй, сейчас самыми активными в этой избирательной кампании. Но есть одно неожиданное и небезопасное для них организационное противоречие. В инициативную группу по проведению сортавальского референдума вошли люди с трудом переносящие республиканских вождей «Справедливой России-за правду». Правильно сказать, инициаторы референдума действуют не от лица партии, а по собственному желанию. Именно партия эсеров имеет косвенное отношение ко всему происходящему сейчас в Сортавале. Не исключено, что местные активисты позволят «группе Изюмова» прислониться к теме народного референдума (Изюмов – председатель карельского регионального отделения партии «Справедливая Россия-за правду»), а могут и бортануть, только своим гражданским активом направившись за депутатскими мандатами. По какому пути пойдёт избирательная кампания пока трудно сказать.

Анатолий Цыганков

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц