В основе каждой религии лежит ортодоксия. Этот термин означает правильное мнение или правильное мышление. И.Христос не оставил после себя цельного учения. Его притчи и рассказы можно понимать и истолковывать по разному. Поэтому неудивительно, что каждый апостол, а позднее каждый епископ считал правильным именно свое мнение. Уже в тот период, когда христиане набросились на евреев и перешли от словесных перепалок к побоям и убийствам, они со всей жестокостью спорили друг с другом и быстро перешли к взаимному истреблению друг друга.
Уже в праобщинах враждовали друг с другом две фракции - "эллинистов" и "иудеев". Между апостолами и Павлом очень часто возникали жестокие споры. Очень часто то, что позднее стало считаться ересью было к первоистокам ближе, чем установившаяся правоверность. В Греции, Македонии и Египте христианство проповедовалось вначале в форме не соответствующей ортодоксии. Но она считалась христианством абсолютно. Её приверженцы смотрели на ортодоксов также, как те на них. Ибо каждое направление, церковь и секта считали правоверным только своё "истинное христианство".
Между 160 и 180 г.г. часть общин объединилась и определила, кого считать правоверным, а кого нет. Но эти изменения не были окончательными. Ереси возникали как внутри объединившихся общин, так и извне. Большинство посланий этих еретиков уничтожено и информации о них либо нет, либо она лжива.
В конце второго века Цельс язвил, что после того, как христиане выросли численно, среди них возникли расколы и партии и каждый мечтал создать своё начало. По этой причине они бесконечно разделяются и проклинают друг друга. В начале третьего века известно о существовании 32 враждующих христианских сектах, а в конце этого века - о 128.
Апостол Павел, "создатель христианства" (Ницше) благосклонно смотрел на побивание камнями Стефана. Он противостоит Петру и уличает его в лицемерии. Он высмеивает иерусалимских вождей, чьи воззрения ему безразличны и осыпает их ругательствами: "уроды", "собаки", "лжеапостолы".
Апостол Пётр выступал в Коринфе "против лжеучения Павла". Острая полемика между этими двумя вождями христианства продолжалась до смерти обоих. Лишь в семнадцатом веке церковь сфабриковала идеальную пару апостольских вождей Петра и Павла.
Павел обзывал иудо-христиан "пустословами и обманщиками" которым должно "заграждать уста". В то же время иудо-христианское Евангелие от Матфея называет неиудеев собаками и свиньями.
Вызывает интерес расхождения ортодоксии Павла с ортодоксией других апостолов. Павел сообщает, что И.Христос был повешен на дереве, в отличие от других апостолов, записавших, что он был распят на кресте.
Ранние христиане, в том числе и авторы Евангелий, были убеждены в скором пришествии Христа. Известны его слова: "Не пройдёт род сей, как увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великой". По этой причине они спешили совершать богоугодные дела: обличать власть имущих, выступать против языческих учений и т.д. Некоторые жертвовали своей жизнью за христианские идеи. Постепенно они убедились в том, что ждут Христа напрасно. Апостол Павел в первом послании к фессалоникийцам утешил озабоченных людей, пообещал им, что они будут воскрешены в судный день. В этом послании он утверждал, что ныне живущие ещё смогут встретиться с Христом. Но день господень не известен.
Ожидание пришествия Христа привело к тому, что многие христиане оставили земные дела и только то и делали, что ждали этого события. Павлу пришлось написать второе послание фессалоникийцам. Этим посланием он отодвинул второе пришествие на долгий, неопределенный срок.
Какие изменения сделал Павел в постулатах И.Христа. Вот, что известно о них из деяний апостолов.
И.Христос объявил, что он пришел для того, чтобы "спасти заблудших овец израилевых", то есть его обещания распространялись только на евреев. Павел посланием к галатам распространил новое учение на все народы Римской империи. И начал он с Галатии - провинции центральной части Малой Азии.
И.Христос призвал своих учеников к аскетизму, отказу от богатства и труда. Но простые люди не могли жить по таким правилам. Это было неприемлемо и для для людей богатых и состоятельных, желавших получить те блага, которые обещал Христос. Павлу пришлось решать эти проблемы. И он решил их по своему. Суть его решения изложена в Послании к коринфянам. В первом послании он указал, что каждый христианин сам должен выбрать аскетический или иной образ жизни, не принуждая других жить по своим правилам. "Тот, кто выдает замуж девицу поступает хорошо, а тот кто не выдает - лучше". "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы - ничего не приобретаем; не едим ли - ничего не теряем". Христианин имеет право делать всё, только не превращаться в раба страсти.
Павел не исключал возможности вступления в общину людей богатых и состоятельных. Он призвал своих сторонников оставаться в том звании, которое дано от бога. "Если ты раб, то не смущайся этому. Но, если есть возможность стать свободным - используй её".
В послании узника изложена реакционная позиция относительно рабства. Павел напоминает христианам, что рабы должны служить хозяевам, как служат Христу.
Павел требует подчинения власти. "Нет власти не от бога." "И потому надо повиноваться не только из за страха наказания, но и по совести." Ранние христиане были противниками светской власти и преследовались за это.
Если суммировать те изменения, которые внес Павел и другие апостолы в учение Христа, то резонно задать вопрос, а что от этого учения осталось? Может быть у нас вовсе не Христианство а совсем иное учение? Павлианство?!!