Анонс проблемы
Разработчик технологических решений для бизнеса выходит на рынок. Руководители ожидают быстрый старт, привлечение серьезных инвестиций, масштабирование. В перспективе – запуск новых продуктов. Но что-то идет не так, и до первых серьезных денег, не говоря о масштабировании, проходит 4 года вместо 2–2,5.
Все это время серьезная аналитика не проводится. Накапливаются ошибки, упускаются возможности, отдаляются перспективы.
Ситуация
Компания R предлагает ресторанному бизнесу технологии для оптимизации клиентского сервиса. Разработчик создает бесконтактные QR-меню, сайты-конструкторы доставки, облачные системы для автоматизации бизнес-процессов и учета.
Начинается все с идеи, автором которой является студент-программист Олег. Он неплохо разбирается в технологической составляющей, но мало что знает о бизнес-подходе. От старта разработки до систематических продаж компании R проходит 4 года. Все это время оборот не превышает 15 000 руб. в месяц, разработчик не получает зарплату, совмещает стартап с работой по найму.
Первые инвестиции появляются примерно на втором году проекта, денег хватает на закупку части оборудования. На повестке дня – подбор команды. Технологический проект не реализуется одним специалистом. Привлекаются трое энтузиастов, которые становятся сооснователями компании R.
Первый продукт выходит на рынок. Продажи приносят копейки. Компания имеет 15−30 клиентов, выручка составляет 15−20 тысяч рублей в месяц. Заработок не покрывает базовые расходы фирмы. В ход идут личные деньги участников стартапа.
На новый уровень проект выходит во время пандемии. И дело не только в удачно сложившихся обстоятельствах. У компании появляется новый эдвайзер и партнер, а также первый серьезный инвестор. Команда уходит в R на фултайм. За 3 года количество клиентов увеличивается с 30 до 1000, оборот в месяц растет пропорционально.
Остается вопрос: можно ли было достичь результата быстрее? Основатели компании уверены, что можно, если бы сразу был применен бизнес-подход. Они проанализировали свои ошибки и определили болевые точки. О них речь пойдет дальше.
Выводы и советы:
- Развивая стартап, мало просто хорошо делать свою работу. Нужно уметь продавать продукт. Если компания не заявит о себе, о ней никто не узнает. Продвижение по остаточному принципу, несистемное и непрофессиональное, отсрочивает получение реальной прибыли.
- Бизнес – это сначала про деньги, потом про все остальное. Если просто делать то, что хочется, не анализируя, нужно ли это рынку, вряд ли стоит рассчитывать на какую-то прибыль. В общем, изучайте целевую аудиторию и конъюнктуру.
- Предложить всего и побольше. В стартапах рационально двигаться короткими дистанциями. Разработали технологическое решение, обратились к ЦА с предложением – у нас есть вот это, вы бы купили? Без обратной связи от рынка легко застрять в создании невостребованных опций или даже целых продуктов.
- Разделение ответственности – страховка от бессмысленных споров. Обсуждение каждого шага всей командой – частое явление в стартапах. Результатом нередко становится банальное выяснение отношений (кто прав), запуск продукта тормозится. Разделение зон ответственности по экспертному признаку позволяет снять напряжение и ускорить процесс. Грубо говоря, кто лучше разбирается, скажем, в креативах, пусть за них и отвечает. Остальные занимаются своей работой.
- Боязнь инвестиций отсрочивает реализацию проекта. Инвестор обязательно отберет компанию, когда она станет успешной – типичный страх новичка. А еще он может украсть идею и сам запустить стартап. Второе без комментариев. А чтобы не случилось первого, можно вникнуть в тему, повысить свою юридическую грамотность и обратиться к юристу.