Забытое или совсем незнакомое слово.Есть фильм, чуть ностальгический, местами замедленный. Он полностью погружает нас в реальный мир, живший своей жизнью, исчезнувший в середине 20 века. Появились независимые страны Вьетнам, Лаос и Камбоджа.
Нет уже такой страны, бывшей еще в 1910 крупной колонией Франции. И Франция уже совсем другая, чем в 1910 - 1954 годах.
Есть длинный рассказ о любви между женщиной и мужчиной, между матерью и приемной дочерью, между французским офицером и юной вьетнамской девушкой, между бабушкой-матерью и приемным внуком. Есть и любовь французов к стране, где они как белые господа, даруют жизнь и еду местному покорному народу.
Вспомнила этот фильм, незаслуженно забытый. Посмотрела его в феврале 1994. Тогда я ждала визу, чтобы уехать преподавать русский язык в город Цицикар на севере Китая на 4 месяца. В таком приподнятом настроении пошла с подругой смотреть фильм. Она уже где-то прочитала о фильме, я краем уха послушала и решила, что это красивая мелодрама.
Оказалось драма. Прошло 20 лет со времени моего знакомства с фильмом, пересмотрела, те же эмоции. Фильм длинный,160 минут, вышел в 1992 году. Режиссер Режис Варнье, он же снял позже фильм "Восток - Запад", где действие происходит в советском Киеве.
Он не для любителей экшн, нет откровенных постельных сцен, нет и рванного монтажа или длинных ретроспекций. Наоборот, достаточно эпизодов, показывающих работу вьетнамских крестьян на плантациях каучуконосов, те же крестьяне в тюрьмах, повседневная жизнь французского общества, естественная красота природы.
Видеоряд очень насыщенный и колоритный. Костюмы первой четверти века выглядят безупречно. Помню, что меня поразила рабочая одежда Элианы на плантации из тонкого или плотного хлопка. У него и помятость натуральная, там постоянная жара и влажность.
Все мужчины на службе и в обществе безупречно одеты в костюмы и с галстуком, как в Европе.
Великолепная Катрин Денев в роли Элианы, владелицы каучуковых плантаций, матери вьетнамских рабов, любящей окружающий мир и все, что его населяет. Она одинока в жизни, полюбила приемную дочь вьетнамку. Не за ее богатства, а так, как любят своего ребенка - искренне и нежно. Элиана, как все матери, искренне желает дочери благополучия, счастья, вот только о любви для нее она не подумала. Молодой французский лейтенант, в которого влюбилась дочь, не может дать ей материального благополучия, а любовь, как бабочка. Присела на цветок, собрала пыльцу, вспорхнула, улетела. Поэтому дочь должна выйти замуж за богатого молодого вьетнамца.
Мир Элианы, мир богатых плантаторов начинает медленно рушиться, но Элиана этого не хочет понимать. Она хранит все, что накоплено для дочери.
Мать и дочь,юность и опыт жизни, танго соперниц, но дочь еще не знает об этом. Мама изо всех сил оберегает дочь от разочарования в любви, но ей это не удается
Катрин Денев очень органична в этой роли, у нее все естественно, она уже не молода, но обаятельна. Каждый взгляд, каждое движение, даже молчаливый проход. Молодая Лин-Дан Фам, по моему, в актерской игре проигрывает, не хватает ей эмоций.
Молодой Венсан Перез – лейтенант морского флота Жан-Батист, влюбился в даму, затем жизнь столкнула его с юной Камиллой (Лин Дан Фам), он выбрал девушку.
Мне сложно определить положение Жана-Батиста в этой истории. Он мечется, ему душно в этой стране. Он все еще помнит мечту детства и наивно думает , что другие люди тоже сохранили мечту. Молодой человек то хочет долг свой военный выполнять, то в девушку влюбляется и бежит с ней. Куда бежать, какое будущее у этой пары? Нет у них будущего, Жан-Батист романтический герой, он искренний, хороший, любит Камиллу, это все. Он жертва обстоятельств жестокого реального мира, где нет места романтике.
Актер в роли очень убедителен. он отлично передал искренность и честность молодого человека, любовь и заботу. По моему , его лучшая роль.
Есть еще одна любовная линия, типичная для многих историй. Начальник Сайгонской полиции одного возраста с Элианой, безнадежно в нее влюблен. Он обычный мужчина, тянет служебную лямку, с таким человеком не интересно, считает Элиана. Поэтому она использует его, когда нужно.
Любовная история разворачивается на фоне событий того времени. Мы не знаем, как разворачивались реальная освободительная борьба, режиссер не ставит такой задачи. Он показывает отдельные эпизоды из общей цепи, куда оказались затянуты некоторые люди.
Появилась новая политическая сила, молодой образованный человек из богатой семьи принимает коммунистические идеи, да, так бывало.
Народ нищий, выживает из последних сил, вот нищие толпы. А вот богом забытое место, форпост французского флота, где офицер не может не пить каждый день. Все знакомо, но все сделано мастерски.
Мне кажется, режиссер все же акцентирует иногда ностальгию по ушедшему времени. Вот, смотрите, какие пейзажи, они и сейчас есть, и это не выдуманная планета. Озеро с кувшинками для созерцания и медитации, сиди, забудь, что рядом буря надвигается. Какая умиротворенная жизнь была, и это все утрачено.
Камилла в силу случая, стала закаленным борцом за новую жизнь. Она расстается с матерью, сына видеть не хочет, но с плачем говорит матери: "Увези его во Францию!". Она прощается так со старой жизнью, в новом коммунистическом Вьетнаме нет места колонистам-французам, а ее сын наполовину француз.
Образ Камиллы все же схематичный: из принцессы стала коммунисткой, только новая вера помогла ей выжить в тюрьме. Попала она туда случайно, вышла убежденным борцом за перемены в стране. Но смотря на прощание матери и дочери, плачешь. Почему то жаль и Камиллу, не только растерянную мать.
Авторство: Canal+, Paradis Films, La Generale d'Images. https:://www.amazon.com/Indochine-Catherine-Deneuve/dp/B00004VYAV, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=652253
Постер для фильма, французская версия, точка в конце рассказа. Это последняя сцена фильма, конец рассказа бабушки Элианы внуку Этьену. Элиана рассказала внуку не только его личную историю, но историю развала Индокитая, свидетелем чего ей пришлось стать.
Рассказ заканчивается загадочной фразой: "У меня сломался каблук".
Фильм получил в 1993 году национальную премию "Сезар", в том же году получил "Оскара" за лучший иностранный фильм.
Я поделилась своими впечатлениями,не претендуя на концептуальный анализ фильма. Вы можете посмотреть фильм
https://yandex.ru/video/preview/14393997237983630834 по этой ссылке или поискать на платформах, на большом экране восприятие полное.
Если посмотрите фильм, поделитесь эмоциями, буду очень рада!