Фокусники и иллюзионисты всегда привлекали повышенное внимание публики. Их выступления вызывают не только восторг и интерес, но и непреодолимое желание разгадать тайну происходящего. Но кого сейчас удивишь белым кроликом, который выскакивает из пустой черной шляпы, исчезновением мяча в воздухе или монетки за ухом? Поэтому трюки современных иллюзионистов должны быть настолько выверены, чтобы у зрителя не осталось другого выхода, кроме как поверить, что это и есть настоящая магия.
Создатели шоу «Семейка магов» Валентина Филатова и Владимир Максимов годами оттачивают свои выступления – сегодня, в век высоких технологий, удивить публику и создать иллюзию волшебства невероятно сложно. Но им это удаётся. Они тщательно продумывают свои номера и тратят сотни часов на тренировки, чтобы искушённые зрители не только не смогли раскрыть их секреты, но и удивились, как в детстве.
«Наш коронный номер – парящая девушка. Конечно же, левитация сама по себе не новость – она была любимым фокусом многих известных иллюзионистов. Даже у Дэвида Копперфильда: помните, он летал по сцене, делая сальто прямо в воздухе, пролетал через вращающиеся обручи, залетал в стеклянный ящик и продолжал там летать даже под крышкой. Все это очень круто и эффектно, но есть одно «но» – почти все исполняют этот фокус вертикально – летают вверх и вниз. У нас же девушка – а это я – летает вокруг арены. Это невероятно сложно – требуется не только серьезная физическая подготовка, но и специальные технологии. Мы смогли это сделать. И, насколько нам известно, пока ещё никто этот трюк именно так повторить не смог», – рассказывает иллюзионист Валентина Филатова.
Она – наследница легендарной цирковой династии дрессировщиков Филатовых, которая, как говорят в цирке, выросла «на опилках». Поначалу не хотела продолжать семейное ремесло и поступила на иняз. Но, получив диплом переводчика, по большой любви вышла замуж за иллюзиониста. И вот уже почти два десятка лет ассистирует своему мужу Владимиру Максимову, тоже потомственному цирковому артисту. Владимир, сын акробатки из легендарного номера «Подкидные доски» Натальи Максимовой, начинал работать жонглёром. Совместно с мамой придумал эффектный иллюзионный номер, к которому позже присоединилась и Валентина. Всё это в итоге переросло в магическое шоу с участием персонажей из всем известного фильма «Семейка Адамс», где они проделывают трюки с исчезновением, распиливанием, прокалыванием, левитацией и ещё много чего.
«На самом деле, новые фокусы придумать практически невозможно – всё уже давно придумано до нас. Есть шесть базовых направлений, остальное строится только на новых внешних эффектах. Например, более 100 лет назад был впервые показан, пожалуй, самый известный цирковой фокус – распиливание. Ассистент иллюзиониста (как правило, это женщина) помещается в закрытый ящик, который разрезают ровно посередине. Зрителям демонстрируют две части ящика по отдельности. А потом их соединяют вместе, и распиленный пополам человек оказывается целым и невредимым. Фокус давно стал классикой жанра, и в разных вариациях его включали в свои программы самые известные фокусники мира. Трудно найти человека, который ни разу не видел этот трюк. И уже всем давно известно, что секрет этого фокуса – в особой конструкции ящика, в который помещается человек. Казалось бы, что можно здесь придумать нового? А мы придумали: в нашем исполнении женщина распиливается на несколько частей. Оттачивали мы этот трюк несколько лет. И когда у нас получилось всё сделать на одном дыхании, нашему счастью не было предела», — утверждает Владимир Максимов.
По его мнению, современная формула фокуса выглядит так: 80% изобретательства, 19% ловкости и 1% магии. Владимир подчеркивает, что фокусник — это артист, который развлекает публику трюками. Он не обладает магическими способностями в традиционном смысле этого слова. Однако умение создавать иллюзии и удивлять до сих пор у многих зрителей ассоциируется с магией и волшебством. «Нас по-прежнему считают волшебниками не только дети, но и некоторые взрослые. Например, в Японии на наше шоу реагировали так, что мы поначалу были несколько шокированы таким приёмом: в зале у всех без исключения были настолько выразительные лица, что мы не сомневались — эти люди искренне верят в наши сверхъестественные способности. Кстати, там мы обрели толпу фанатов, которые переезжали за нами с острова на остров. Японцы действительно большие дети, и это, наверное, хорошо – они сохранили веру в чудо. Однажды на наше выступление даже пришли члены якудза. Сели в стороне от всех, важные, с непроницаемыми лицами, но когда Валентина стала летать, вдруг изумленно заохали вместе с остальными зрителями. Потом самого главного из них я пригласил ассистировать мне в фокусе. Он был в восторге», — вспоминает Владимир.
Фокусники – это артисты, которые создают иллюзию невозможного. Они обязаны обладать множеством навыков и качеств, чтобы выступать на высоком уровне. По мнению Владимира Максимова, иллюзионисты прежде всего должны знать множество различных техник, постоянно совершенствовать свои компетенции, изучать новые приемы и придумывать трюки. «Это, пожалуй, самое сложное, так как мы придумываем всё сами. В том числе и реквизит, который изготовляем самостоятельно», — говорит Владимир.
По словам Валентины, выступление фокусника должно быть ярким и запоминающимся. И здесь не обойтись без артистизма — он помогает установить контакт со зрителями и создать ту самую атмосферу волшебства. «Также иллюзионист и его ассистенты должны быть просто в отличной физической форме, иначе ничего не выйдет. Как и без психологической устойчивости и умения импровизировать. Иногда во время выступления возникают непредвиденные ситуации, которые могут нарушить весь ход представления. Мы должны быстро реагировать и импровизировать, чтобы сохранить интерес зрителей до конца шоу», — говорит она.
Таким образом, профессия фокусника требует от артиста множества навыков, умений и качеств. И это делает её одной из самых сложных в мире искусства.
Однако, несмотря на все усилия фокусников, некоторые тайны всё же становятся известны публике. «Например, сейчас в интернете раскрывается очень много секретов иллюзионных трюков, основанных на ловкости рук, использовании скрытых механизмов или оптических иллюзий. Или фокусов, связанных с психологическими эффектами, которые заставляют зрителей видеть то, чего на самом деле нет. Но, тем не менее, даже когда люди узнают о некоторых наших тайнах, это не уменьшает их интереса. Наоборот, многим становится любопытно посмотреть своими глазами, как это всё происходит. Им нравится погружаться в мир, где реальность переплетается с фантазией. Кстати, у иллюзионистов считается вершиной мастерства, когда зритель убежден, что на протяжении всего фокуса он внимательно следил за всеми манипуляциями и не мог ничего упустить, но трюк всё равно удался», — делится своими наблюдениями Владимир Максимов.
Он признался, что в связи со стремительным развитием новых технологий они с Валентиной поначалу опасались, что это может привести к исчезновению профессии фокусника как таковой. Но в итоге поняли, что это, наоборот, только положительно повлияет на её развитие и востребованность. «Новые технологии делают некоторые фокусы более доступными и менее затратными по времени для подготовки. Например, с помощью дополненной реальности любая иллюзия выглядит очень реалистично. Зрители видят то, чего на самом деле нет, и такого эффекта больше не нужно добиваться годами. Роботы могут использоваться для выполнения сложнейших движений и трюков, которые кажутся невозможными для человека. Они также могут создавать иллюзию присутствия других людей или существ. Голографические проекции позволяют создавать трёхмерные изображения, которые кажутся реальными — это очень хорошая тема для фокусов с исчезновением или появлением предметов. Сенсорные технологии имитируют прикосновение к чему-то реальному. Ну а искусственный интеллект, которого сейчас все почему-то боятся, может отлично помогать в создании самых сложных и реалистичных иллюзий. Например, анализировать данные о зрителях и их реакции, чтобы максимально адаптировать шоу под конкретную аудиторию», — считает Владимир.
По мнению Валентины Филатовой и Владимира Максимова, так или иначе, но все фокусники будут всё чаще полагаться на технологии в своих выступлениях. И со временем будут только больше востребованы, поскольку обладают навыками живого общения с аудиторией. А люди в любой стране мира всегда хотят прикоснуться к магии и волшебству, которые можно создать только с помощью человеческого мастерства.