Мошенники внедрили очередную схему обмана на маркетплейсах. Аферисты взламывают аккаунты пользователей, оформляют заказы у фейковых продавцов и крадут деньги с привязанных карт. «Ямал-Медиа» выяснил у экспертов, как обезопасить себя на крупных торговых площадках.
Торговля от лица фейка: суть мошеннической схемы
Преступники взламывают личные кабинеты пользователей, заказывают товары у фейковых продавцов, после чего списывают деньги с привязанных банковских карт на максимально возможную сумму. Об этом сообщили в официальном телеграм-канале Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД РФ.
Пострадать от мошенников в интернете может каждый. Фото: fizkes/Shutterstock/Fotodom
Взламывать аккаунты сложнее, особенно если они защищены, и это отличает новую схему от других популярных сценариев обмана, когда злоумышленники пытаются обмануть жертву без использования учетных данных. Теперь аферисты применяют смешанную тактику, объединяя фишинг и фейковых продавцов, пишут «Известия». Эти продавцы могут выглядеть надежными и даже иметь положительные отзывы, которые, однако, тоже могут быть поддельными.
Как отличить настоящего продавца от фейка на маркетплейсе
Мошенники действительно часто создают магазины, которые выглядят как настоящие, подтвердил эксперт консультационного Совета по цифровой трансформации при Минпромторге РФ, предприниматель Алексей Никонов. И хотя для повышения рейтинга они могут использовать поддельные отзывы, маркетплейсы отслеживают подобные действия.
«Если продавец внезапно получает большое количество отзывов, это может вызвать подозрения и привести к блокировке аккаунта».Алексей Никоновэксперт консультационного Совета по цифровой трансформации при Минпромторге РФ, предприниматель
Кроме того, на некоторых платформах пользователям предлагают баллы за отзывы, дополнил коллегу доцент кафедры РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат технических наук Дмитрий Зиборов. Большое количество отзывов или отзывы низкого качества должны насторожить.
«Люди получают бонусы или бесплатные товары за положительные отзывы на товары, иногда даже на подделки. Поэтому хотя на некоторых маркетплейсах можно доверять отзывам, лучше всегда проверять их достоверность».Дмитрий Зиборовдоцент кафедры РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат технических наук
Перед подтверждением покупки нужно проверить аккаунт продавца. Фото: Achira22/Shutterstock/Fotodom
Пользователям эксперты посоветовали обратить внимание на следующие моменты:
- срок работы продавца на платформе;
- количество проданных товаров;
- отсутствие реальных фото и видео в отзывах;
- непропорционально низкие цены по сравнению с другими продавцами;
- процедуру возврата товара и на каких складах он хранится.
Интернет-платформы также активно работают над безопасностью. Они проверяют юридическую форму продавцов, адреса и склады. Аккаунты с низким рейтингом регулярно мониторятся и могут быть заблокированы, подчеркнул Дмитрий Зиборов.
Схемы мошенников на маркетплейсах: какие еще есть
Фейковые продавцы — лишь один из мошеннических трюков. Раньше, например, злоумышленники рассылали фишинговые письма со ссылками на «скидки». Пользователи переходили по ним, делали заказ, а, по сути, переводили деньги аферистам. До сих пор распространена и продажа реплик под видом настоящих товаров с большой скидкой.
Еще один способ — притвориться сотрудником техподдержки. Мошенник видит отзыв клиента, пишет ему через доступные контакты и предлагает что-то выгодное или извиняется за неудобства. В таких сообщениях часто бывают QR-коды или фишинговые ссылки для оплаты доставки и других услуг, предупредил Дмитрий Зиборов.
Мошенники атакуют потенциальную жертву под разными масками. Фото: Pla2na/Shutterstock/Fotodom
Еще одна схема, которую ранее часто использовали мошенники на маркетплейсах, — предложение заработать на тех же отзывах или заказах с последующей их отменой для повышения рейтинга магазина. Для этого нужно было внести депозит и указать платежные данные для перевода «вознаграждения». В итоге люди теряли деньги с банковской карты.
Все эти схемы несут много рисков для пользователей. Прежде всего финансовых: покупатели могут оплатить товар, который не будет доставлен, или получить подделку вместо оригинала. Также есть риск кражи личных данных: злоумышленники могут получить доступ к информации — номерам кредитных карт, адресам и телефонам. Дальнейшие действия мошенников зависит от буйства их фантазии. Но в итоге пользователи могут потерять доверие как к конкретному маркетплейсу, так и к интернет-торговле в целом.
Защита от мошенников на маркетплейсах: что делать
Прежде всего подключите к вашему аккаунту все доступные меры защиты, начиная с двухфакторной аутентификации, советует Алексей Никонов. Так, даже если злоумышленник узнает ваш логин и пароль, он не сможет войти в аккаунт без дополнительного подтверждения.
Важно соблюдать и кибергигиену: не переходить по ссылкам, даже если по ним обещают большие скидки, и не делиться конфиденциальной информацией, включая коды из СМС. Не следует использовать одинаковые пароли для различных сайтов и необходимо регулярно их менять.
Электронные письма и сообщения со ссылками могут быть небезопасны. Фото: tete_escape/Shutterstock/Fotodom
Перед покупкой на маркетплейсах необходимо изучить рейтинги и отзывы о продавцах не только на самой площадке, но и на других интернет-ресурсах.
Если техподдержка связывается через мессенджеры, телефон или email, рекомендуется перезванивать в маркетплейс или написать его сотруднику на электронную почту, указанную в разделе «Контакты» на сайте.
В случае взлома аккаунта и списания денег нужно заблокировать карту, связавшись с поддержкой банка и маркетплейса. Эксперты рекомендуют в случае потери доступа к аккаунту обратиться в службу поддержки маркетплейса с почты или телефона, указанных при регистрации. На большинстве торговых платформ доступ будет восстановлен в кратчайшие сроки.
Опасно ли привязывать карту
Привязка карты к аккаунту на маркетплейсе действительно несет определенные риски. Это могут быть случайные списания из-за сбоев в работе платформы или действия недобросовестных продавцов, взломавших аккаунт, рассказал Дмитрий Зиборов.
«В таких случаях могут происходить несанкционированные покупки, за которые придется платить, а товар вы так и не получите. Возврат средств через суд часто невозможен, особенно если продавец — ИП или самозанятый».Дмитрий Зиборовдоцент кафедры РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат технических наук
Поэтому для онлайн-покупок стоит использовать отдельную банковскую карту и переводить на нее необходимую сумму перед каждой транзакцией, подчеркнул эксперт.
«Чтобы минимизировать риски, используйте отдельную карту для оплат на маркетплейсах. На этой карте вне онлайн-шопинга не должно быть денег, переводите на нее средства только перед покупкой. Также можно использовать встроенные карты маркетплейсов, которые позволяют переводить деньги без комиссии через систему быстрых платежей (СБП)».Дмитрий Зиборовдоцент кафедры РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат технических наук
Привязывать постоянную карту на сайте — двойной риск, считает эксперт. Фото: voronaman/Shutterstock/Fotodom
Эксперт также порекомендовал отдавать предпочтение приложениям, а не сайтам — их легче подделать.
«Вводя данные на таких сайтах, вы рискуете передать их мошенникам. Главное — нигде не вводите информацию о своей основной карте. Особенно это важно при доставке из-за рубежа, когда могут потребоваться паспортные данные».Дмитрий Зиборовдоцент кафедры РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат технических наук
Ранее эксперт предостерегла от шуток над телефонными мошенниками — могут отомстить.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».