В ожидании финала Евро 2024 исследуем взаимосвязь массовой культуры и спорта через влияние футбола на моду
«Модными» видами спорта принято считать те, что пошли из аристократических кругов. Высокие бренды ассоциируются с теннисом, гольфом, парусным спортом, но точно не с футболом.
При этом футбол, как и любое явление массовой культуры, оказал огромное влияние на современную моду. Хотя произошло это по вине тех, о ком не принято вспоминать.
Вторая половина XX века. Футбол уже стал самым популярным видом спорта и обрел тысячи фанатов по всему миру. В заголовках крупных СМИ чаще писали о скандалах и драках, сопровождавших матчи, и реже – о результатах самих матчей.
Вместе с любовью к спорту пришла и ненависть. Футбольные фанаты английских клубов сопровождали мировые турниры бесконечными драками и грабежами.
Особенно выделялись среди прочих хулиганы из Ливерпуля. Одна из главных столиц мирового футбола была также и родиной панка. Ливерпульцы не стыдились нарушать общественные нормы и покой, образуя своими действиями новую нонконформистскую субкультуру, набиравшую всю большую популярность у молодежи.
Для борьбы с хулиганством полиция выбрала простую стратегию: под пристальный надзор служб охраны стали попадать все болельщики, облаченные в цвета своих любимых клубов. Именно такие ярые фанаты чаще всего устраивали драки, когда видели болельщиков других команд.
Хулиганы быстро поняли: чтобы уйти от преследования полиции и продолжать отличать своих в толпе, им нужно было создать собственный уникальный стиль, который бы не включал никакие клубные цвета или футбольную символику.
Основой зарождающегося в 70-е движения casuals стали дорогие европейские бренды, в которых хулиганы походили скорее на богатых школьников, чем на откровенных преступников.
Одежда C.P. Company, Stone Island, Lyle & Scott, Ellesse, Adidas и Kappa не была популярна в Англии в те годы, а потому позволяла представителям субкультуры легко различать друг друга и при этом оставаться незамеченными для полиции. Этот стиль получил название Terrace Fashion от названия стоячих трибун на футбольных стадионах, которые часто были заняты представителями движения.
Многие бренды были завезены на родину самими хулиганами, посещавшими турниры и грабившими магазины европейских столиц. Но вскоре к европейским лейблам стали добавляться и английские. По сей день футбол прежде всего ассоциируется с брендом Fred Perry и люксовым гигантом Burberry. Fred Perry даже смогли образовать собственную отдельную субкультуру, получившую название Perry Boys.
В 80-е лондонские СМИ прозвали новых футбольных хулиганов casuals за их неприметный внешний вид. Тем самым они определили то, какое влияние это молодёжное движение окажет на современную моду.
Casuals сделали повседневный стиль именно таким, каким мы знаем его сегодня. Они подарили непримечательным европейским брендам мировую славу и возвели их одежду в настоящий культ.
Благодаря Гоше Рубчинскому и проходившему в России в 2018 году чемпионату мира по футболу стиль terrace fashion получил вторую жизнь, а отсылки к футбольной тематике и субкультуре casuals можно теперь встретить у многих домов высокой моды.
Дерзкие фанаты выросли и стали порядочными членами общества. Они продолжили носить одежду полюбившихся брендов. Так стиль футбольных хулиганов остался с нами до сих пор. И теперь вещи некогда скандальных брендов носят даже те, кто в жизни не видел ни единого футбольного матча вживую.