Наверное каждый родитель сталкивался с зацикленностью ребёнка на одной книге. Сколько раз вы читали Колобка или Красную Шапочку? Уже и книжка разваливается, а малыш всё требует, чтобы именно её на ночь и почитали.
Почему?
Во-первых, специалисты говорят, что дети в принципе не любят перемен. Им спокойнее, когда сценарий известен заранее и они уверены, что никакой беды не случится. А тот факт, что лиса съела Колобка, уже не пугает — дело привычки.
С другой стороны, цикличность помогает детям усваивать информацию. Помните же про повторение — мать учения? Такой у малышей способ познания мира. Кстати, с эмоциями и страхами повторение одного и того же волнительного момента до поры до времени тоже помогает справляться.
Поэтому ничего плохого (кроме расшатанных нервов родителей) в таком повторении нет, если, конечно, со временем ребёнок всё же переключается на то, что ему больше подходит по возрасту.
Как помочь ребёнку завершить цикл?
Когда «критическая масса» условного «Колобка» начинает сводить родителей с ума, настаёт время «переключить» ребёнка на что-то новое и помочь ему идти дальше — получать новые знания, навыки, эмоции из других книг.
1. Незаметные перемены
Когда в сотый раз начнёте читать зациклившуюся сказку, остановитесь и спросите: «Как ты думаешь, а что было бы, если бы Колобок не прыгнул на нос к Лисе? Кого он ещё встретил бы на пути?» Порассуждайте над привычным сюжетом, пофантазируйте, как могла бы продолжиться сказка.
Кстати, у «Абраказябры» есть специальная серия сказок-квестов, где автор уже придумал для маленьких читателей сюжетные развилки, и у каждой книжки («Красная Шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Дюймовочка») есть множество разных финалов. Это полезно и для того, чтобы ребёнок видел, что из каждой, казалось бы знакомой со всех сторон ситуации, если не один выход, а как минимум два.
2. Небольшая провокация
Садитесь недалеко от ребёнка с новой книжкой. Смейтесь над ней по громче, вслух удивляйтесь и комментируйте картинки: «Как забавно заяц на велосипеде гонится за мишкой в автомобиле! Интересно, догонит?». Ребёнку тоже захочется узнать, кто из героев выиграет состязание на скорость. Для начала он будет разглядывать иллюстрации. А затем можно аккуратно предложить почитать новую книжку, вдруг там объясняется, почему заяц гонится за медведем.
Возьмите, например, книгу «кто съел Землю?» Станислава Востокова: во-первых, интересно, кто же кого съел, во-вторых, можно посмеяться над тем, чем заняты животные за «секретными окошками».
3. Компромисс
Честно скажите ребёнку, что вы уже сами готовы догнать и съесть Колобка, лишь бы больше не читать про него. Предложите чередовать — сначала книга на ваш выбор, потом — то, что хочет ребёнок.
Например, книги из серии «Кто я такой?». Они мудрые и весёлые, понятные и полезные детям, и смешные для родителей.
4. Книжки по интересам
Предлагайте ребёнку книги на актуальные ему темы. Скажем, вы ходили в зоопарк и ребёнок «влюбился» в обезьян. Предложите ему книжку про них. Или любимая игрушка вашего ребёнка — динозаврик. Так и про них тоже есть книги! Например, серия «Кто чем отличается?» (книжки-раскраски про динозавров с разными заданиями и играми, по которым можно даже научиться читать).
Например, серия «Кто чем отличается?» — это книжки-раскраски про динозавриков. Здесь есть разные задания и игры, а ещё по этим книжкам можно учиться читать.
5. Сказка только для вашего ребёнка
Сочините сказку сами. Вы же знаете, какой герой понравится вашему малышу, что заинтересует и вдохновит. С помощью такой персональной сказки можно решить проблемы малыша — помочь ему справиться со страхами, принять решение, научиться чему-нибудь.
О том, как придумать терапевтическую сказку, рассказывает сказкотерапевт Лита Ли в книге «Мам, расскажи сказку!».
И напоследок — книг у ребёнка должно быть много, чтобы он мог выбирать, перебирать и чтобы любимой книге было где «затеряться».