Найти тему

Не время самоустраняться: роль ответственного родителя в онлайн-обучении

Идея для этой статьи родилась по итогам одного из собеседований в Корифей Онлайн, когда мы пообщались с гостем, искренне полагавшим, что дистанционно-компьютерный формат образования абсолютно не потребует его внимания, — семилетний сын, мол, уже отлично разбирается с любым софтом, так что легко запустит учебную программу, и дальше оно всё как-то пойдёт само собой.

Вы уже могли догадаться, что наши с ним представления не совпали: отец продолжил поиски желанного «автопилота», а мы остались на своей позиции. Как бы ни развивались средства связи и технологии в целом, школа остаётся школой, а родитель — один из трёх корневых участников её процессов, пускай и не непосредственный. Обозначим самые принципиальные моменты этого участия.

Да, в чём-то вышеупомянутый персонаж был прав: действительно, поступивший на удалёнку ученик несколько раз в неделю должен сам добросовестно запускать приложение, в котором его ждут учителя и уроки. Как правило, взрослые в это же время трудятся на своих рабочих местах и не могут контролировать, что именно их чадо творит, сидя за монитором. Средства реагирования, конечно, есть, к примеру, в случае прогула (т.е. отсутствия перед камерой либо вообще невыхода в эфир) куратор или педагог сразу оповещает семью. Тем не менее, остаётся масса хитрых способов для пропуска занятий если не полностью, то мимо ушей. Самый банальный сценарий — включение игр или других цифровых развлечений в параллельном окне. За реальной партой тоже можно маяться дурью, но в сети это гораздо проще, незаметнее и заманчивее для неокрепшего сознания, барьеры внутри которого — мотивация, воля, самодисциплина — оказываются главными. Закладывать их — это родительская задача номер один: воспитание.

Другая крупная зона материнской или отцовской ответственности — предметы для самостоятельного изучения (музыка, изо, физкультура и т.д.). Чем младше класс, тем меньше доля детской самостоятельности и тем значительнее организационная роль старших.

Что ж, с уроками прояснили. Вторая ключевая часть жизни в учебном заведении — сверстники, и здесь онлайн также подкидывает ряд интересных особенностей. Дистант подразумевает, что Вы вряд ли увидите одноклассников Вашего ребёнка у себя в гостях или на Дне рождения в кафе; всё общение у них происходит через мессенджеры и видеозвонки. Плюс — никто не полезет в драку и даже исподтишка не отвесит щелбан. Минус — дефицит физического взаимодействия (а это и объятия, и «дай пять», и подвижные игры) может вызвать непонимание и напряжённость во взаимоотношениях, ведь экран не передаст ту невербальную составляющую коммуникации, что и делает последнюю живой. Тут выше риск быть неверно истолкованным, благодатнее почва для того, чтобы начать копить обиды. Родителю здесь нужно и следить за климатом, царящим в классе, и найти подходящий способ компенсировать нехватку очной социализации: от прогулок в парках и до кружков и секций.

И конечно же, никто не отменял самый традиционный вид контакта — родительские собрания, несколько раз в году проводимые в интернет-школах. Разве что на шторы там скидываться точно не попросят :-)

Совет напоследок: не переусердствуйте! Правильное воспитание строится на взаимном доверии, и чтение подростковых переписок или программа-шпион, следящая за каждым движением мыши под детской рукой, его точно не укрепит. Будьте важной частью в жизни ребёнка, но не заполняйте её собой целиком. Счастье, как всегда, в балансе!

Не время самоустранятся: роль ответственного родителя в онлайн-обучении
Не время самоустранятся: роль ответственного родителя в онлайн-обучении