Патриотизм:
Лжепатриотизм:
Адольф (Альфонс) Карлович Берг из романа-эпопеи «Война и мир"
Поручик, позже полковник Адольф (Альфонс) Карлович Берг — эпизодический персонаж романа «Война и мир». Лев Толстой не питает симпатии к этому герою, воплощающему в себе педантичную расчетливость и прагматизм, в том числе в отношениях с самыми близкими людьми. Цель Берга — найти для себя хорошее, тёплое место, не ввязываясь в лишние авантюры.
Читать "Война и мир": https://ilibrary.ru/text/11/index.html
Для самых любознательных:
«Война́ и мир» — советский художественный фильм 1965—1967 годов, эпическая историческая драма в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа.
Режиссёр – Сергей Бондарчук.
Характеристика персонажа А.К. Берга по роману Л.Н. Толстого
Елена Айзенштейн
Патриотизм истинный и патриотизм ложный по Л.Н. Толстому
В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный.
Как и все лучшие человеческие чувства, патриотизм — по мнению Толстого — это естественное движение души.
Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием.
Таким лжепатриотом является в романе Берг. Уже начальная фраза авторского повествования, вводящая Берга, красноречиво характеризует систему ценностей этого героя:
"Берг... был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба..."
Это представление персонажа построено в точном соответствии с иерархией ценностей героя (чин, награды, место) - как если бы Берга представлял не автор, а он сам.
Спокойное уравновешенное поведение выделяет персонажа на фоне веселого запала гвардейцев Семеновского полка, где он проходил службу. Поручик всегда следил за собой, выглядел чистым и свежим, несмотря на обстоятельства. Красивое лицо, безупречно выбритое, розового цвета указывало на отменное здоровье.
Форма сидела идеально на плечах молодого человека. Каждый волосок на гладко причесанной голове лежал идеально ровно. Изящные кольца дыма поднимались от янтарного мундштука, от чего рот становился еще привлекательнее.
Берг неприятен нам сразу, как неприятен Толстому, и он не изменится; с первых страниц до последних он останется тем же аккуратным, рассудительным, чисто вымытым розовым офицером; только чины его будут меняться.
«Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, когда говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения... Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием».
Чтобы разоблачить ложный патриотизм Берга, Толстой использует достаточно распространенный в его творчестве прием сопоставления впечатлений. Вот рассуждения Берга по поводу героизма и патриотизма русских солдат: "Армия горит духом геройства... такого геройского духа, истинно древнего мужества... нельзя представить и достойно восхвалить... Россия не в Москве, она в сердцах ее сынов!" Обращает на себя внимание обилие громких слов и то, что Берг путается, сбивается, употребляя их ("которое они - оно, поправился он"); совершенно очевидно: герой озабочен тем, поверят ли ему, нужное ли впечатление произведет его пылкая патриотическая речь на слушателей. И тут же - проницательный взгляд автора на героя, выраженный в едкой ремарке: "он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове "российское войско..."; эта ремарка совершенно уничтожает Берга, обнажая всю бесстыдную спекулятивность его пылкой речи. Берг абсолютно равнодушен к тому, что происходит вокруг него в этот трагический для России момент, его интересует лишь "своя благоустроенность"; а чтобы благоустроенности ничто не угрожало, - надо почаще заявлять о себе как о патриоте.
Второй монолог героя подтверждает этот вывод: рассказывая о шифоньерочке, Берг совершенно преображается, говорит так убедительно, так заинтересованно. Он так очарован шифоньерочкой, что случайно забывает о роли патриота, которую только что пытался сыграть.
Сатирический пафос придает сцене использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в названиях предметов вещного мира, которым окружил себя герой: "дрожечки", "саврасенькие". Чистоплюйство Берга, его жалкое стремление обустроить свой быт так, как, по его мнению, должно быть у светских людей (вспомним лошадей "точно таких, какие были у одного князя"), вызывает активную отповедь Толстого.
Показательна для понимания авторского отношения к происходящему и реакция участников сцены на поведение Берга - как прямая, так и не имеющая прямой связи с монологами героя. Прямая реакция заключена в действиях графа: "Граф сморщился и заперхал..."; "Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.." Еще более определенна реакция Наташи Ростовой: "...это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?.." Восклицание Наташи Ростовой несколько оторвано от монологов Берга, фабульно оно связано с рассказом Пети о ссоре родителей из-за подвод. Но очевидно, что Толстой вкладывает эти слова в уста Наташи в том числе и с целью дать окончательную оценку лицемерному бесстыдству Берга (неслучайно упоминание о немцах).
Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.
Таких людей как лжепатриоты будет много до тех пор, пока люди не осознают, что каждый должен защищать свою страну, и что кроме них этому сделать будет некому. Именно это хотел передать Лев Николаевич Толстой посредством антитезы, противопоставления истинных и ложных патриотов. Но Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Это помогает ему более точно донести до нас всю важность проблемы лжепатриотизма.
Для более детального ознакомления со всеми героями романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" советуем прочитать книгу Н. Долининой «По страницам „Войны и мира“»