Введение.
Matilda, или Infantry Tank Mk.II, стал одним из самых известных английских танков Второй мировой войны. Вполне заслужено: к моменту появления эта тихоходная, но очень хорошо защищенная боевая машина была лучшим, что могла дать своим вооруженным силам английская танковая промышленность. Но служба "Матильды" в британской армии служба оказалась недолгой. Уже к середине 1942 года эти машины стали уходить со сцены, уступая место танкам американского производства. В этой статье мы поговорим об истории разработки, особенностях конструкции и боевом применении среднего пехотного танка.
История проектирования и особенности конструкции.
В 1934 году бронетанковые войска Великобритании начали потихоньку приходить в себя. Многие считают, что это стало возможным благодаря активности сэра Перси Хобарта, который в 1934 году стал инспектором Королевского бронетанкового корпуса. В это же время пост главы по вооружению английской армии занял генерал-лейтенант сэр Хью Эллис.
30-е годы можно назвать временем экспериментов, и к британским бронетанковым войскам это относится в полной мере. Новое руководство принесло с собой идеи, которые уже совсем скоро очень сильно изменят облик английских танков.
В 1934 году фирмы Vickers-Armstrongs и Carden-Lloyd получили задание на разработку боевой машины, которая по своей концепции оказалась очень близка к Renault NC. По техническому заданию, танк должен иметь броню толщиной 25 мм, скорость порядка 16 км/ч, а его вооружение состоять из пулемета калибра 7,62, либо 12,7 мм. Дальнейшее развитие этой идеи привело к созданию первого пехотного танка A11, который получил обозначение Infantry Tank Mk.I.
Параллельно было разработано техническое задание на более тяжелый танк. Толщина его брони и максимальная скорость не менялись, но вооружение должно было быть более мощным. Для него предполагали использовать 2-фунтовую (40 мм) пушку, в это время над ней активно работали Vickers-Armstrongs и Royal Arsenal Woolwich. Это орудие создавали для замены 3-фунтовой (47 мм) пушки. Её бронепробития на то время уже не хватало. Броня толщиной 25 мм была пределом для 3-фунтового орудия, новая же пушка на дистанции 457 метров пробивала лист толщиной 37 мм, установленный под углом 60 градусов.
В отличие от Infantry Tank Mk.I, разработка этого проекта фирме Vickers-Armstrongs не досталась. Основные работы над пехотным танком средней весовой категории вел Royal Arsenal Woolwich. Для них это была далеко не первая задача по танковой тематике. В некоторой степени, A12 можно назвать реваншем в конкурентной борьбе с Vickers, которая шла с начала 20-х годов.
Работы по орудийному варианту танка буксовали. Первые эскизы пехотного A12 появились в сентябре 1936 года, в это время опытный образец A11E1 уже вышел на испытания. За время прошедшее с запуска разработки пехотных танков требования к защите ужесточились. У A11 толщина брони должна вырасти до 60 мм, а для A12 планку подняли еще выше – до 75 мм.
Арсенал в Вулидже имел немало наработок по танковой тематике. Это касалось и ходовой части: не стоит забывать, что именно там сбирали опытные образцы средних танков A6, там же разрабатывали средний танк A7. Именно из этих наработок и берет свое начало ходовая часть A12. Некоторые источники указывают, что это "японская" подвеска, которую использовали на Medium Tank Mk.C, построенном в Японии. Такую же подвеску Vickers применяли в ходе разработки экспортных машин. Похожую схему использовали и на среднем танке A6. Одним словом, в Вулидже не стали искать сложных путей и взяли за основу уже испытанные идеи. То же самое касается и элементов ходовой части, прикрытых бортовыми экранами.
Если подвеска еще вызывает ряд вопросов, то ряд узлов и деталей напрямую перекочевала с танка Medium Tank A7E3, построенного силами Royal Arsenal Woolwich в мае 1934 года. Эта машина стала еще одной безуспешной попыткой создать замену для Medium Tank Mk.II. Несмотря на то, что в 1937 году работы над танком прекратили, он оказал очень большое влияние на английское танкостроение. Элементы этой машины можно обнаружить в целом ряде вполне успешных танков, разработанных позднее. Относится это и к A12.
Наверное самой характерной заимствованной деталью стала система со спаренными дизельными двигателями AEC, отработанными на A7E3. Появилась эта система неспроста: с танковыми моторами у англичан имелась масса проблем, а использование автобусных дизельных двигателей AEC отчасти решало этот вопрос. Для A12 разработали двигатель AEC A183/A184 объемом 6,75 литров. Еще с A7E3 позаимствовали планетарный механизм поворота Wilson, траки и кое-что еще. Получается, что говорить о танке A12 как о развитии A11 можно только с очень большой натяжкой.
Выбор вооружения для нового танка был не простой задачей. Один из вариантов предусматривал установку в башню двух пулеметов, но от него быстро отказались. Основным стал установка в башне 2-фунтовой пушки и спаренного с ней пулемета Vickers. Такой же вариант использовали на Medium Tank A7E3.
Башню для нового танка пришлось разрабатывать с нуля. Её конструкцию, как и корпуса, прорабатывали в тесном сотрудничестве с фирмой Vulcan, ориентируясь на ее производственные возможности. В результате A12 стал первым английским танком, в конструкции которого в больших объемах применялось литье. Если на A11 такой была только башню, то на A12 уже и значительная часть корпуса. В остальном же конструкция корпуса была для английских машин вполне традиционной. Собирался он на рейках и заклепках.
Гораздо важнее то, что это была полноценная боевая машина, в которой сочеталось мощное бронирование и вполне адекватное для того периода вооружение. Правда, с оговоркой: как и в случае с 3-фунтовым орудием, осколочно-фугасные снаряды в боекомплект 2-фунтовой пушки не входили. По мнению английских военных, для борьбы с пехотой танку хватало пулемета, а пушка нужна только для борьбы с другими танками.
Проведенные в MWEE испытания увенчались успехом. Машина уверенно преодолела дистанцию в 1000 миль. Но уже на этом этапе возникли вопросы к сцеплению траков с грунтом. В августе 1938 года A12E1 отправили в учебный центр в Лулворте (графство Дорсет). 15 декабря в Фарнборо прибыл второй опытный образец, его обозначали Infantry Tank A12E2. Зимой-весной 1939 года прототипы побывали на заводе Vulcan, где их отремонтировали и улучшили конструкцию. Впрочем, уже в июне 1938 года было ясно, что серийному производству A12 быть. Машину приняли на вооружение под обозначением "Infantry Tank Mk.II".
В первоначальном виде Infantry Tank Mk.II выпускали очень недолго. В 1939 году на вооружение британской армии был принят танковый пулемет BESA. Он представлял собой английскую адаптацию чехословацкого станкового пулемета ZB.53. В отличие от громоздкого пулемета Vickers с водяным охлаждением ствола, BESA имел воздушное охлаждение. Весной 1940 года новый пулемет решили уставить на Infantry Tank Mk.II. Это потребовало переделки башни и орудийной установки. Всего было выпущено 85 таких Infantry Tank Mk.II, из них 55 изготовила фирма Vulcan (WD-номера T.6729-T.6783) и 30 – фирма LMS (WD-номера T.6909-T.6938).
Как и в случае с другими танками, которые перевооружили пулеметами BESA, произошла смена индекса. Машины новой версии получили обозначение Infantry Tank Mk.IIA. Именно её выпускали до лета 1941 года, и именно этим машинам суждено было стать стали теми самыми "королевами поля боя".
К лету 1940 года от «повышенной» подвески производители отказались, к концу года вместо одной передней фары стали ставить две. Постепенно отказались от передних и задних брызговиков, которые довольно быстро выходили из строя. Впрочем, наиболее серьезные изменения Infantry Tank Mk.II претерпел весной 1941 года. Вместо двигателей AEC A183/A184 на него установили спарку дизельных моторов Leyland E148/E149. Эти моторы объемом 6,8 литров и мощностью 95 лошадиных сил также имели автобусные корни.
Боевое применение.
Запуск серийного производства Infantry Tank Mk.II совпал с началом Второй мировой войны. Первые танки покинули завод в сентябре 1939 года. Одним из итогов испытаний стал небольшой подъем подвески из-за того, что при движении в некоторых случая фальшборта цеплялись за грунт.
После того, как Британский Экспедиционный Корпус (BEF) потерпел сокрушительное поражение во Франции, английская армия потеряла огромное количество танков. Среди них оказались и 23 Infantry Tank Mk.II. Всего за 1940 год промышленности удалось сдать 356 пехотных танков. Англичане всерьез опасались немецкой высадки, а темпы производства не внушали оптимизма. В июле 1940 года Великобритания обратилась в США с предложением наладить производство Infantry Tank Mk.IIA за океаном.
Первой частью, на вооружение которой попал Infantry Tank Mk.II, стал 7-й Королевский танковый полк (7 RTR). Всего к 10 мая 1940 года там насчитывалось 23 танка данного типа. Судя по всему, англичане готовились к позиционной войне. Достаточно сказать, что характерной деталью танков 7 RTR стал "хвост", похожий на тот, который стоял еще на Renault FT. Он должен увеличить длину танка, чтобы удобнее преодолевать широкие рвы.
Но боевые действия французской кампании мая-июня 1940 года пошли совсем не так, как предполагали английские военные. Немецкая теория блицкрига была реализована в полной мере. Не смотря на серьезный риск, расчет немецкого командования оправдался. Стремительное наступление их танковых дивизий стало для союзников полной неожиданностью.
Боевой дебют Infantry Tank Mk.II состоялся в тот же день, что и у его старшего собрата Infantry Tank Mk.I. 21 мая 1940 года танки 7-го и 4-го Королевских танковых полков контратаковали части немецких 7-й танковой дивизии и дивизии СС "Тотенкопф". Пулеметные и пушечные пехотные танки действовали совместно.
Для Infantry Tank Mk.I бои во Франции стали приговором. Что же касается Infantry Tank Mk.II, то здесь ситуация повернулась иначе. Несмотря на противоречивые результаты боевого применения, следует признать: эта машина была лучшим из того, что английская танковая промышленность производила на тот момент. В отличие от Cruiser Tank Mk.IV, с надежностью у пехотного танка дела обстояли явно лучше. К тому же немецкую 88-мм зенитную пушку на поле боя можно было встретить не так часто.
Реабилитации Infantry Tank пришлось ждать полгода. 10 июня 1940 года в войну вступила Италия. Боевые действия в Северной Африки первое время развивались неспешно. После того, как критичная фаза битвы за Британию миновала, и стало ясно, что немцы высаживаться на Острове уже не будут, англичане смогли перебросить в Северную Африку дополнительные силы. Среди них были и Infantry Tank Mk.IIA 7-го Королевского танкового полка, очень неудачно дебютировавшего во Франции. выяснилось, что танковые и противотанковые пушки Вермахта оказались бессильны против английской бронемашины.
В 5 утра 9 декабря 1940 года началась операция "Компас", которая стала форменным разгромом итальянских войск. Танки 7-го танкового полка отыгрались за предыдущее поражение. Итальянцам было попросту нечем поразить "толстокожие" английские танки. Именно в это время пехотный танк и получил прозвище "Королева поля боя". Превосходство британцев было абсолютным.
Единственным средством борьбы с "Матильдой" стали 88-мм зенитные пушки, которых у Роммеля было немного. Позднее к ним добавились истребители танков "Мардер II", вооруженные трофейной советской 76-мм дивизионной пушкой Ф-22. Но превосходство "Матильды" в защите продолжало сказываться, поэтому титул «Королева поля боя», которым наградили ее английские танкисты, можно считать вполне заслуженным. Именно "Матильда" вынесла на себе всю тяжесть танковых боев первого периода африканской кампании.
Везение английских танкистов закончилось ближе к середине 1941 года. 14 февраля в Триполи начали выгружаться немецкие части, из которых сформировали Африканский корпус. Возглавил его генерал Эрвин Роммель, уже имевший опыт борьбы с пехотными танками. Следующая встреча с ними состоялась в июне 1941 года, причем в том же составе – против немцев снова оказались 4-й и 7-й Королевские танковые полки.
"Рецепт" борьбы оказался прежним – использование зенитной артиллерии в качестве противотанковой. Большие открытые пространства пустынь Северной Африки сделали работу зенитчиков еще проще чем во Франции. Неспешные английские пехотные танки оказались удобными мишенями. Итог применения танков 4-го танкового полка в ходе операции «Боевой топор» оказался крайне печальный – из 100 танков полк потерял 64.
Северная Африка стала последним театром боевых действий, где англичане применяли танки Matilda по назначению. Впрочем, через это испытание не прошел целый ряд английских танков. Только Churchill, чей дебют оказался крайне скомканным, смог отстоять честь английской танковой промышленности. Во время боев за Тунис этот танк оказался очень кстати.
А Matilda дальше использовали как учебную машина, больше не покидая метрополию. Но в составе армий других государств эти танки воевали гораздо дольше.
На Тихоокеанском театре военных действий "Матильда" пережила второе рождение. Первые 140 машин прибыли в Австралию в июле 1942 года. В это время в Северной Африке их почти не использовали, но в джунглях Новой Гвинеи "Королева поля боя" вновь себя показала!
До появления «Матильд» австралийские войска в боях с японцами использовали в основном американские легкие танки М3 "Стюарт", которые мало подходили для непосредственной поддержки пехоты ни по бронированию, ни по вооружению. На Тихом океане нужен был хорошо бронированный танк, способный "выжигать японцев из их лисьих нор и окопов" и уничтожать бункеры. Японские танки не представляли для "Матильды" никакой угрозы — снаряды их пушек не пробивали броню. А для борьбы с японской бронетехникой орудия мощнее 40 мм не требовалось.
Танк Mk II Matilda II по ленд-лизу поставляли в Советский Союз, всего пришло 918 машин. Поставки начались в конце 1941 года в морозную погоду. "Матильды" не были приспособлены для таких условий, горюче-смазочные материалы замерзали. а гусеницы не обеспечивали нужного сцепления с грунтом зимой. После решение этих проблем танк уверенно эксплуатировали в Красной армии до середины 1943 года.
Заключение.
Судьба пехотного танка "Матильда" очередной пример как оружие, которое разрабатывали до начала Второй Мировой войны, устарело практически в самом начале. Что не отменяет интересных конструкторских решений и героизма его экипажей.