Если вы выступаете против обязательного школьного образования - это часто интерпретируется как выступление против обучения и развития детей. Но это не так.
Правительства в большинстве стран, где дети в возрасте от 5 до 16, а иногда и до 18 лет обязаны ходить в школу, используют термин “обязательное образование”. Но многие дети посещают школу не по своей воле, а потому что мы, общество, так решили. Таким образом, можно сказать, что имеет место “принудительное образование”.
Возможно, в прошлом нынешняя система образования приносила много положительных результатов, но сейчас она трещит под собственным весом. Мне кажется, что многие родители, дети и учителя хотят улучшить систему, но часто предлагают решения, которые сводятся к тому же, по сути, принудительному образованию.
Но мы не можем решать проблемы с помощью того же мышления, которое мы использовали при их создании.
Основы современного обязательного образования были заложены в Пруссии, где оно впервые было применено в широких масштабах в 1794 году. Прусские правители хотели создать население, умеющее читать, писать и считать. И особенно - население, которое было бы послушным для эффективного функционирования самодержавия.
Одним из способов достижения этой цели стало обязательное образование для всех детей. Эта система состояла из государственной учебной программы, групп обучения и дипломов, утвержденных государством. Гарантией того, что детей обучают только правильные учителя, служила государственная аттестация преподавателей.
Эта модель, в конечном счете, была внедрена во всем мире и оказалась успешной во времена промышленной революции. Поколение за поколением выросло на ней. Эта система является продуктом исторического развития и не имеет под собой научного обоснования.
Нет никаких доказательств, что принуждение дает наилучшие результаты. Напортив, есть данные о том, что внутренняя мотивация приводит к более эффективному обучению.
В наше время принуждение детей к обучению в школе часто оправдывают правом ребёнка на образование. Но если на сегодняшний момент у науки уже есть доказательства того, что принуждение неэффективно или даже контрпродуктивно, не нарушает ли тогда принудительное обучение то самое право детей на образование?
Многолетняя пропаганда системы обязательного образования была настолько эффективной, что большинство людей пришло к убеждению, что принуждение - это единственный способ, которым дети могут учиться. Но это не так.
Образование без принуждения существует, и есть уже много примеров того, как такая модель может успешно осуществляться на практике. Из этих примеров я хочу выделить демократические школы.
Демократические школы - это места, где права ребенка доступны ученикам. В таких школах ученики сами решают, что им делать, когда делать, как делать и с кем; в обучении нет принуждения. Помимо такой личной свободы в обучении, у демократических школ есть еще одна особенность - они управляются на основе прямой демократии. Ученики и сотрудники вместе решают вопросы, касающиеся школьного сообщества: бюджет школы, школьные правила и их соблюдение, наем персонала и учителей.
Сейчас массовое школьное образование в большинстве случаев носит принудительный характер. Детей заставляют ходить в школу и контролируют в ней. Они должны подчиняться учителю, следовать учебному плану, выполнять домашние задания, проходить тесты и думать так, как хочет школа.
Но несмотря на это, я с оптимизмом смотрю в будущее. И верю в возможности и силу свободного образования. Ведь за последние сто тысяч лет человечество продемонстрировало феноменальный рост. И произошло это без всякого принуждения.
Из книги: “Beyond Coercive Education: A plea for the realisation of the rights of the child in education”
Автор: Питер Харткамп
Перевод: Любовь Никулина