«Я просто попробую…», «У меня есть план!», «Я обязательно отыграюсь!». Несмотря на официальный запрет онлайн-казино на территории России, страна входит в топ–15 крупнейших игорных рынков планеты: около 20 миллионов россиян активно играют, а эпидемия лудомании (зависимости от азартных игр) уже обходит по распространенности и тяжести алкогольную и наркотическую. Главный врач нашей клиники, психиатр-нарколог и психотерапевт Василий Шуров рассказывает, как онлайн-казино стало проблемой мирового масштаба, и какие именно приемы помогают этой индустрии привлекать и надежно удерживать свою добычу.
Гэмблинг-индустрия: миллиарды, правительства и криминал
Индустрия онлайн-гэмблинга — виртуальных азартный игр с целью выигрыша денег и других материальных ресурсов — одна из самых успешных в мире.
По данным экспертов, только в 2023 году рынок онлайн-гэмблинга составил более 83 млрд долларов, а к 2028 году дойдет до 143 млрд долларов.
И главная проблема этого рынка — зыбкий правовой статус и запреты в большинстве стран — с легкостью обходится. Ловкие бизнесмены регистрируют свои штаб-квартиры в «легальных» зонах, чаще на островах: например, на Мальте и Кюрасао. И местным правительствам это выгодно: гэмблинг-рынок обеспечивает рабочие места местному населению, инвестирует в локальную экономику.
Что же касается блокировки самих сайтов для игр, то гэмблинг-индустрия с легкостью обходит запреты при помощи сайтов-зеркал (точных копий с измененным адресом).
Кроме того, гэмблинг-индустрия тесно связана с криминальным бизнесом: это и разнообразные схемы «отмыва» финансов, и торговля личными данными пользователей.
Как онлайн-казино «заманивают» пользователей?
Одна из ключевых причин популярности онлайн-казино — крайне эффективные маркетинговые ходы.
Прежде всего, реклама гэмблинга построена на самой известной маркетинговой модели ELM — модели вероятности сознательной обработки информации.
ELM использует 2 типа рекламных сообщений — центральный и периферийный.
Центральный путь — это рациональные аргументы: прямые факты и цифры, описание пользы продукта.
Периферийный путь — это дополнительные НЕрациональные стимулы: привлекательность продукта, доверие к источнику информации и другие эмоциональные манипуляции.
И онлайн-казино в своей рекламе используют именно периферийный путь. Разберемся, как это работает на практике.
«Звездная» реклама
Чаще всего рекламу онлайн-казино можно увидеть у популярных блогеров. Они или напрямую рассказывают о продукте, или ведут стримы (прямые трансляции) с собственной игрой на гэмблинг-сайтах.
И такая рекламная стратегия крайне эффективна: яркие сайты онлайн-казино и демонстрация «реальных» выигрышей манят сами по себе, а уже сформированное доверие к блогеру завершает маркетинговое воздействие.
Образ жизни кумиров
«Звездная» реклама может действовать и менее очевидными путями. В этом случае она незаметно «вшивается» в жизнь кумиров, чтобы нужные онлайн-платформы начали ассоциироваться с селебрити и его образом жизни. Для этого сайты онлайн-казино могут упоминаться в песнях и музыкальных клипах, надписях на футболках, чехлах смартфонов и т. д.
В результате онлайн-казино становится частью жизни кумира, к которой поклонники могут сами прикоснуться.
Собственные площадки для стримов
Многие платформы для стримов уже активно блокируют контент с гэмблинг-продуктами: например, их нельзя упоминать на YouTube и нежелательно — на Twitch.
И чтобы обойти очередной запрет, игорный бизнес начал создавать собственные онлайн-платформы.
Так, они уже профинансировали новую стриминг-площадку Kick, и на ней онлайн-казино теперь свободно рекламируют певец Егор Крид и треш-блогер Меллстрой.
Букмекерские конторы
Гэмблинг-бизнесу важно не только охватить как можно больше людей своей рекламой, но и приманить свою целевую аудиторию — азартных людей.
Поэтому чаще всего реклама онлайн-казино встречается в букмекерских конторах и на сайтах. В отличие от гэмблинга, букмекерский бизнес легален — и казино активно используют эту лазейку.
Как онлайн-казино удерживают жертву?
А теперь поговорим о том, что происходит с будущими лудоманами уже после того, как они решились сыграть.
Управление удачей
В основе программного обеспечения для казино — работа генераторов случайных чисел. И если в легальных оффлайн-казино это лицензированные программы с регулярными проверками комиссий правительства, то в онлайн-казино честность софта проверить почти невозможно. Почти все сайты находятся в «серой зоне», и их честность можно проверить разве что по отзывам в интернете, которые тоже можно с легкостью подделать при помощи накруток ботами.
Но это вовсе не значит, что игрок всегда проигрывает. Наоборот, большинство онлайн-казино постепенно завлекают человека в игру. Сначала есть возможность сыграть бесплатно — за бонусы. Потом — положить свои реальные деньги на депозит, и тоже пережить несколько приятных и греющих душу выигрышей.
Это работа по формированию лояльности: после череды мелких выигрышей игрок начинает доверять казино и относиться к нему как к «надежному партнеру».
Сайт даже позволит игроку несколько раз выводить выигрыш — «Смотри, друг, у нас все по-настоящему! Ты можешь зарабатывать настоящие деньги, подержи их в руках!».
Но со временем ставки замотивированного игрока растут, а вот «удача» отворачивается от него все чаще. Онлайн-казино всегда отыграется, вернет свои деньги и приумножит прибыль за счет «подсевших» пользователей.
Минимальная сумма вывода
Еще одна важная уловка сайтов онлайн-казино — это минимальная сумма вывода выигранных средств. Игроку приходится ждать, пока не наберется нужная сумма — и за время ожидания эти накопления продолжают сгорать во время проигрышей, ведь чтобы накопить, нужно продолжать играть.
Искажение оценки рисков
Это не полноценная уловка, а скорее когнитивные искажения мозга «на службе» у онлайн-казино.
Недавние исследования нейробиологов показали: во время игры мозг лудомана попросту не умеет оценивать весь свой предыдущий опыт. Вместо этого он снова и снова воспроизводит и анализирует лишь недавний опыт, последнюю игру или серию игр.
В результате у игрока создается иллюзия, что он адекватно оценивает риски и имеет какой-то план, — но его восприятие уже искажено и ограничено.
«Решение проблемы»
А дальше подключается ключевая ловушка мозга уже состоявшихся лудоманов — искаженное восприятие самого онлайн-казино.
Когда у человека уже сформировалась зависимость от азартных игр, он оценивает игру не как проблему, а как решение проблемы: для него это способ заработка.
Я обязательно отыграюсь, нужно просто правильно выполнить все ритуалы, продумать новые схемы...
Игра «Обмани казино»
На этой стадии зависимости лудоманы начинают продумывать хитрые схемы обмана: ищут уязвимости на сайтах, изучают закономерности.
Мысль «перехитрить казино» становится навязчивой идеей и надежно удерживает жертв онлайн-гэмблинга.
Кроме того, этой мыслью активно пользуются сайты-мошенники. В социальных сетях азартным игрокам начинают «попадаться» аккаунты пользователей, которые «случайно нашли» уязвимость в работе сайта онлайн-казино.
Пользователь-добродетель предлагает всем желающим тоже попробовать: для этого достаточно перейти по ссылке, положить депозитные деньги на счет и сыграть по инструкции. Но через какое-то время после начала игры сайт-приманка просто перестает работать.
В лучшем случае при такой схеме человек потеряет незначительную сумму. В худшем — проиграет крупный долг или кредит, взятый ради «обмана казино».
Использование личных данных
И, наконец, онлайн-казино могут использовать по-настоящему грубые и опасные способы удержания игроков.
Создавая аккаунт на сайте, игрок вынужден загружать туда личную информацию, в том числе данные банковских карт и т. д.
В результате к онлайн-казино поступают ценные сведения. И если игрок отказывается отдавать крупные долги или пытается вывести слишком крупный выигрыш, заявить об обмане и мошенничестве, его можно шантажировать: гэмблинг-бизнес уже знает твое имя и место жительства, может взломать твои счета.
Друзья! Если вам или вашим близким нужна помощь в преодолении зависимости, если подозреваете у себя или близкого наличие психиатрического расстройства — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере наркологии и психиатрии:
- Консультации психиатров и наркологов в клинике и на дому;
- Скорая психиатрическая и наркологическая помощь;
- Купирование психологической и физической ломки, вывод из запоя, детокс;
- Кодирование от алкоголизма и наркомании;
- Психотерапия и медикаментозная терапия зависимости;
- Комплексная реабилитация зависимых;
- Психологическая поддержка родственников.
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!