Задумывались ли вы, почему на выборах за одного кандидата вы голосуете, а за другого — нет? Кто-то скажет, что они ориентируются на свои политические координаты. Кто-то — на то, что было обещано кандидатом. На деле же всё гораздо глубже. За каждым отданным голосом стоит успех политических технологий. Сегодня посмотрим, что это такое.
Политические технологии — это методы и инструменты, используемые для формирования идей, мышления и сознания у масс для достижения политических целей.
- Основная область политтехнологий (но не единственная) — это предвыборные кампании. Причем любые, ведь помимо президентских существует еще ряд других выборов: в Госдуму, в мэры города, в городской совет. На любых уровнях кандидаты соревнуются и используют политтехнологии, чтобы завоевать избирателей.
- Политтехнологии имеют смысл только при капиталистическом режиме, поскольку используются как инструмент борьбы в политической конкуренции.
Политические технологии побуждают людей действовать в интересах кандидата, при этом поддерживая среди них ощущение свободы выбора.
Что может быть инструментами политтехнологов:
- Медиа (газеты, статьи, видео, шоу, социальные сети)
- Организация митингов и встреч (с народом, с элитами)
- Предвыборная социология
- Создание образа кандидата и работа над его узнаваемостью
- Серые методы - например, распространение слухов, клонирование кандидата (когда в выборах участвуют подставные люди, созданные, чтобы перетянуть голоса оппонентов)
- Чёрный пиар
Чаще всего политик одновременно работает как с элитами, так и с массовым избирателем. Он стремится получить поддержку элит, чтобы иметь лучшие возможности для воздействия на граждан, и, используя поддержку граждан, укрепляет свои позиции среди элит.
Грамотный кандидат и его команда начинает политтехнологическую работу за 2-3 года до выборов (причём вне зависимости от уровня выборов), а то и раньше.
А что за бугром?
А теперь интересный факт: на Западе этот термин не используется и для многих является незнакомым. Более того, на некоторых уважаемых на Западе источниках (например, на порталах cambridge или opendemocracy) политтехнологии называют эвфемизмом и подчеркивается, что этот термин русский/постсоветский. Почему так?
Дело в том, что политтехнологии сами по себе несут идею в том, что во многом голос масс — это не их свободное проявление, а результат того, чья команда была эффективнее и вложила в кампанию больше средств. А это противоречит постулатам демократии и либерализма, соответственно и термин — неудобный. Но а так как названия явлению нет, значит и самого явления нет (по крайней мере для масс).
Несмотря на это, политтехнологии широко распространены во всём мире. Приведу простенький, но забавный пример из политического поля Чехии.
Обобщая, в Чехии на сегодняшний день борются две партии: та, которая сейчас у власти, и оппозиция. Лидер оппозиционной партии довольно скандальный персонаж, но его образ — это уже политическая технология. Вот вам ситуация:
Наш герой, лидер оппозиции Андрей Бабиш, решил запросить информацию о министре иностранных дел Чехии у своих коллег по электронной почте и составил письмо следующего характера:
"Дайте мне тезисы, материалы на этого ублюдка. Напишите всё о его связи с Израилем, как он наплевал на наш народ, как он был в Дохе, везде ездит, ведет кампанию. Есть ли у него дети? Какие языки знает?"
Но пан Бабиш "по ошибке" отправил письмо человеку, у которого совпадает имя и фамилия с сотрудником из его штаба. Письмо попало к экоактивисту, который решил его обнародовать.
Люди у власти не такие глупые, какими могут казаться. Это письмо, вероятно, было нарочно создано ради попадания в общественность и работает на образ.
Феномен Зеленского
Кстати говоря, одна из самых впечатляющих политтехнологических кампаний спустя время сыграла злую шутку со всем миром. Речь идет о человеке с возможно самой длинной предвыборной кампанией в истории, о Голобородько Зеленском.
- Вечерний квартал с политической сатирой;
- Сериал "Слуга народа";
- Дебаты на стадионе и "думайТЕ";
- Новогоднее выступление и многое другое...
— всё это обеспечило Зеленскому головокружительный успех и победу. С 2015 года и вплоть до выборов 2019 года каждый его шаг — это спланированная акция и заслуга талантливой команды политтехнологов.
Товарищи, поддержите канал лайком и подпиской! Спасибо за прочтение!