Найти тему

Как Платон из "Пещеры" увидел свет идеального "Государства". И куда его это привело?!

Миф о "Пещере" Платона, иллюстрация из открытых источников.
Миф о "Пещере" Платона, иллюстрация из открытых источников.

Раз уж я вернулся в прошлой статье к Платону и "Пармениду", и решил углубленно о нем поговорить, то нельзя обойти вниманием и его диалог "Государство" и его теорию "Пещеры".


Итак, Пещера Платона - это аллегория, представленная в его диалоге "Государство". Она используется Платоном для иллюстрации одновременно двух важных вещей: своей теории идеального государства и познания истинной реальности. "Пещера" Платона, как аллегория, представляет собой метафору для описания состояния незнания и иллюзии, которые могут существовать в обществе. Платон указывает на то, что большинство людей живут в мире пещеры, где они видят только тени и иллюзии реальности. Они как рабы прикованы за руки и за ноги к стенам и полу Пещеры (см. заглавную иллюстрацию!) и видят только тени и призраки вещей, а не из сами вещи, огонь жизни и истинный свет, стоящий за ними (сущность бытия!). (Другие люди показывают узникам некоторые некоторые предметы из-за стены, но вряд ли тоже их понимают!). Однако, через философское образование и познание, люди могут освободиться от пещеры и обрести истинное знание и понимание мира (выйти к истинному свету!).


Структура "Идеального государства" по Платону.
Структура "Идеального государства" по Платону.

Но мифом о "Пещере" Диалог "Государство" не исчерпывается. Участниками диалога стали несколько персонажей, включая привычного Платону Сократа (его учителя!), а также Глаукона и Адеманта и других. Они обсуждают и представляют различные точки зрения и помогают Платону развивать свои идеи о различных аспектах государства и общественной организации. Среди них :

1. Справедливость: Платон рассматривает вопрос о том, что такое справедливость и как она может быть достигнута в обществе. Он утверждает, что справедливость возникает, когда каждый член общества и каждый класс выполняет свою социальную функцию.

2. Идеальное государство: Платон описывает свое представление об идеальном государстве, которое он называет "государством философов". Он считает, что истинное знание и мудрость должны править государством, а не материальные богатства или власть. Философы должны мудро управлять, воины защищать, а крестьяне и ремесленники работать! Платон защищает раннеклассовое общество и приводит аналогию с пастухом(философом), собаками (воинами, охранниками), и стадом овечек (основной частью, общества!) как образец такого идеального общества.


3. Образование: Платон придает большое значение образованию и его роли в формировании граждан и государства. Он предлагает систему образования, которая направлена на развитие у человека разума и нравственности.

Кроме того, в процессе анализа "Идеального государства" Платон рассматривает несколько основных форм государства, известных ему. Он описывает такие формы, как тирания, олигархия, демократия и аристократия.

-3



По мнению Платона, тирания - это форма правления, в которой власть находится в руках одного человека, который использует ее для своих личных интересов, не учитывая благо общества.

Олигархия - это форма правления, в которой власть принадлежит небольшой группе богатых людей, которые стремятся сохранить и увеличить свое богатство, не заботясь о благополучии остальных граждан.

Демократия - это форма правления, в которой власть принадлежит всем гражданам. Однако по мнению Платона, демократия может стать нестабильной и несправедливой, так как она подвержена влиянию массовых настроений и эмоций.

Аристократия - это форма правления, в которой власть принадлежит лучшим и наиболее мудрым гражданам. Платон считает, что аристократия - наиболее предпочтительная форма правления, так как в ней правят люди, обладающие знаниями и мудростью.

Таким образом, Платон предпочитает аристократию и не одобряет тиранию, олигархию и демократию. Он считает, что идеальное государство должно быть управляемо мудрыми и справедливыми правителями. В современную ему эпоху, Платон видел наибольшее воплощение "идеального государства" монархически-воинской Спарте, а не в демократически-олигархических Афинах (где он жил!).

Кроме того, следует отметить, что собственная попытка Платона стать диктатором в сицилийских Сиракузах провалилась, и он был с позором изгнан или даже продан в рабство (по некоторым данным!)! Вот такая вот власть философов :).

Вот так, например, платонические Блаженный Августин будет видеть смысл государства и общества, в нравственном совершенствовании всех граждан в истории, независимо от их сословий и имущества. Т.е. в постепенном приближении от реального Земного града к идеальному Божественному!
Вот так, например, платонические Блаженный Августин будет видеть смысл государства и общества, в нравственном совершенствовании всех граждан в истории, независимо от их сословий и имущества. Т.е. в постепенном приближении от реального Земного града к идеальному Божественному!

"Государство" - один из наиболее поздних и зрелых диалогов в философии Платона, он имеет огромное значение как в платоновском корпусе, так и в истории философии. В нем Платон впервые ставит и обсуждает основные проблемы политической философии и общественной организации на таком высоком, чётком и концептуальном уровне (причем в привязке и к его обычным гносеологическим, онтологическим и нравственным темам, намеченным ранее!).

Основные темы и идеи его будут обсуждаться и влиять, как на все Античное общество, так и на Средневековое и современное. Например, следы его можно найти в учении Августина о "Граде Божием" и в "Государе" Макиавелли, а также социальных утопиях Кампанеллы, Мора, и в "Левиафане " Гоббса. И далее вплоть до Канта, Руссо, Маркса, Гегеля, Ленина, Айн Рэнд, итд..

Хотя некоторыми этот мифологический образ "Пещеры" считается и вовсе главным и ключевым во всём учении Платона, во всем платонизме вообще! Ведь он отражает в очень яркой форме как раз важность разумного познания идей реальности, перед обманом её чувственного восприятия. То есть отражает всегдашние темы Платона, но в очень оригинальной форме!