Перезапуск статьи пятилетней давности от 26 июня 2019 года.
Сразу скажу, что у меня на память осталась фляжка с давних времён моей работы в шахты. Получил её на материальном складе и унёс домой, так как старая фляжка была ещё в приличном состоянии. Ходил с ней в тайгу за грибами.
Ёмкость алюминиевой фляжки составляет 750 мл. Следует пояснить, что де-юре нет такой товарной единицы – шахтёрская фляжка, обычно она именуется как армейская. Однако у нас де-факто всё же было неофициальное разделение на шахтёрскую и солдатскую: шахтёрская не окрашена, солдатская окрашена в цвет хаки (нередко она комплектуется матерчатым чехлом). В принципе, вот и вся разница. А по сути – это одна и та же фляжка.
В процессе эксплуатации фляжка имела обыкновение сминаться, отчего её полезный объём уменьшался. Иногда уменьшался весьма значительно. Обычно мы восстанавливали былую вместимость давлением воды: надевали фляжку горлышком на кран водопровода, с силой прижимали и на полную откручивали вентиль. Раздували фляжку не только до 0.75 л., но и до литра. Правда, «литровая» фляжка становилась пузатой и в карман спецовки (робы) влазила весьма неохотно.
Изредка раздували фляжки в костре. Наливали в неё немного воды, плотно закручивали крышку и ставили на огонь. Тут важно было не прозевать момент и вовремя снять с огня, иначе фляжку могло разорвать.
Как вариант, в каптёрке раздували алюминиевую ёмкость автогеном. Так же наливали во фляжку немного воды, закручивали, клали на поверхность, прятались кто куда кроме сварщика с горелкой в руках. Принцип тот же, что и на костре – от нагрева воды внутри фляжки создавалось высокое давление.
Сам не видел, но рассказывали, что фляжку правили также минусовой температурой. Наливали её водой до полной, закрывали и (если летом) дома отправляли в морозилку или (если зимой) оставляли на морозе. Вода замерзала, увеличивалась в объёме, воздействуя на стенки фляжки.
Кстати, наименьший объём у воды при температуре +4°C. Выше четырёх градусов и ниже четырёх градусов вода расширяется.
После рабочей смены мы сдавали свои фляжки в ламповой АБК. Их мыли, обрабатывали, раскладывали по ячейкам согласно табельным номерам. Идя на следующую смену каждый шахтёр получал именно свою фляжку, а не чужую. Во избежание путаницы все фляжки были пронумерованы согласно табельным номерам: у каждого шахтёра он свой – не забудешь и не перепутаешь.
Когда я только-только стал шахтёром и сидел на «моторе» (на пересыпе), сначала художественно украсил свою фляжку, а потом разрисовывал фляжки коллег по звену, нанося гравировку неширокой отвёрткой. Сам процесс не сложен. Важно не переусердствовать в творческом порыве, дабы ненароком не продырявить алюминиевую стенку (увы, однажды был такой печальный опыт). Даже через малюсенькую дырочку сочилась вода, отчего карман куртки становился мокрым. Кому охота ходить мокрым? Из детского возраста все давно выросли, мокрым ходить ни у кого не было желания. В общем, дырявую фляжку на выброс.
Обычно воды одной фляжки на смену вполне хватало. Однако бывало так, что вода заканчивалась быстрее, чем рабочая смена. Но бывало и так, что фляжка оставалась полной вплоть до выхода на-гора.
В 90-х годах вместо фляжки кое-кто из шахтёров стали набирать воду в пластиковые бутылки-полторашки. Преимущество налицо – бóльший объём воды, легко выправить деформацию, в случае чего не жалко выкинуть и принести новую. Судя по комментариям под старыми статьями, в нынешнее время пластиковые бутылки полностью вытеснили алюминиевые фляжки.
Не зря я сохранил на память шахтёрскую фляжку...