Недавно завершившийся короткий сезон проекта «ВИА. Суперстар» напомнил зрителям популярные коллективы и солистов прошлых лет. В числе участников оказалась рыжеволосая бестия Ирина Забияка, выступавшая от имени группы «Чи-ли», с которой в первое десятилетие нового века покорила радиоэфиры и хит-парады. Певица обратила на себя внимание необычным низким тембром, характеризуемым как контральто, и своеобразной, немного отстраненно-заторможенной манерой исполнения и произношения слов. Первое время, не видя солистку в лицо, слушатели даже спорили, кто это поёт – мальчик или девочка.
Главный хит группы сейчас как раз приходится по сезону, энергичным колоритным перепевом «хоп-наранай» в память врезалась песня «Лето». Коллектив с жарким латиноамериканским названием и уникальной певицей многие запомнили именно по ней. В сегодняшнем материале поговорим об этой и других песнях группы «Чили», творческом пути и необычном вокале её солистки.
Особенная «дочь чилийского революционера». Становление артистки.
В проекте «Суперстар» выступления участников сопровождаются профайлами, в которых сообщаются факты и эпизоды из их биографии, порой нелицеприятные и очень личные. Это не всем зрителям по душе, но, очевидно, это часть концепции проекта. В самом первом выпуске «группового сезона» раскрыли факт, объясняющий своеобразие тембра и манеры Ирины Забияки. Это связано с особенностями слуха певицы. Она слышит только низкие частоты.
«Я глухая, я это не слышу», -
заявила артистка съемочной группе проекта «Суперстар», в показанных в эфире НТВ кадрах с репетиции, когда звучал «высокий» музыкальный фрагмент. Речь, конечно, идет не о глухоте, а о специфическом звуковом восприятии мира.
В материалах канала «Журнал МУЗилка» обстоятельства, связанные с состоянием здоровья артистов и другие сугубо личные моменты, напрямую не касающиеся творчества, стилистики песнен, обычно не высвечиваются и даже нивелируются, но этот случай – исключительный. Факт об особенностях слуха добавляет биографии артистки элемент «вдохновляющей истории успеха» и, соответственно, влияет на её восприятие как творческой единицы.
Считается, что слух – вещь первостепенная для вокалиста. Но Ирине Забияке её патологическая особенность не просто не помешала построить музыкальную карьеру и быть замеченной на всю страну, а даже помогла, подарив «уникальную фишку», позволившую выделиться.
Так своеобразно Ирина слышит с детства, особенность, судя по интервью, не врождённая, а приобретенная, а её медицинская причина, по словам певицы, не установлена, высказываются лишь предположения.
«Никто не знает причину, из-за чего это произошло. Есть подозрение на токсические антибиотики. Вот это мое необычное произношение слов – оно связано напрямую со слухом»,
- рассказывала Ирина.
С детством певицы в материалах о ней связывают происхождение названия её коллектива в честь далекой латиноамериканской страны.
Уроженка Кировограда, ещё в детстве переехавшая в Калининград, росла в неполной семье. Её воспитывала мать, отец рано ушел из жизни. Ира его не помнила. Пишут, что ей рассказали легенду, представив отца не кем-нибудь, а чилийским революционером. Естественно, это был вымысел чистой воды, но для ребенка столь экзотический факт – повод для гордости, девочка поверила в него и рассказывала неправдоподобную историю друзьям и родственникам. Так за девочкой закрепилось прозвище Чили.
Сама Ирина Забияка, не отрицая наличия выдуманной легенды о чилийском революционере, о выборе названия коллектива говорила, что «просто понравилось слово».
«Чили» – совместное детище Ирины Забияки с Сергеем Карповым, написавшим большинство хитов, прозвучавших её необычным голосом. Изначально проект имел другие названия, а Ирина была в нём не на первых ролях.
В начале её музыкальной карьеры имел место элемент случайности. Стать певицей не было для Ирины мечтой и самоцелью, хотя петь, она любила с детства.
В школьные угоды у Иры было много увлечений, они часто менялись, она занималась в разных кружках и секциях – от рукоделия и рисования, до плавания и кикбоксинга, был среди многочисленных кружков и вокальный. С детсадовского возраста Ира выступала на самодеятельных концертах.
Девушку привлекала специальность парикмахера-стилиста, которой она отучилась на курсах и в профессиональном лицее. А пела – на любительском уровне, самостоятельно освоила гитару и начала сама сочинять песни. Первую авторскую композицию она написала в 18 лет, в то время девушка сблизилась с представителями тусовки хиппи.
Однажды вместе с друзьями она оказалась на концерте, где выступал Сергей Карпов – создатель группы «Скрим». Знакомство с музыкантом обернулось предложением о сотрудничестве. Заметив необычный голос девушки, Сергей пригласил её в коллектив на позицию бэк-вокалистки. Было это в 2002 году. Так, в бывших немецких землях зародился тандем, отправивший слушателей в «Чили».
Вскоре группа «Скрим» сменила вывеску, взяв сначала другое вызывающее латиноамериканские ассоциации название – «Рио».
Музыканты ездили с концертами в соседнюю с Калининградской областью Польшу, а затем отправились покорять столицу России.
Предвестником успеха стала реорганизация коллектива. Пришло понимание, что, имея в составе вокалистку, чей тембр поражает и чуть ли не вводит в ступор, странно держать её «на подпевках». Вчерашняя бэк-вокалистка Забияка заняла ключевую позицию, став на пару с Карповым со-основательницей обновленного проекта.
«Толпа танцует, в момент, когда начинается моя партия, они просто зависали, смотрели на девочку худенькую, анарексичную почти на тот момент, и тогда было принято решение, что петь основные партии должна эта девочка, я»
- рассказывала артистка.
Рокировка и смена творческого облика сопровождалась очередным изменением названия. Группа из «Рио» превратилась в «Чили». История коллектива, в том виде, в котором его узнала и полюбила широкая аудитория, отсчитывается с 2005 года, тогда же зазвучали его первые песни.
В недавнем интервью Ирина рассказывала, что обосноваться в Москве им помог парень, написавший ей в ICQ, в эпоху зарождающегося интернета это было популярнейшее средство общения. Оценивший демо-запись песни собеседник из столицы пригласил калининградских музыкантов к себе домой.
В столице, по словам солистки, они ходили не по продюсерам, а по радиостанциям, сделав ставку именно на радио и на компании, выпускающие сборники. Стратегия увенчалась успехом. Их заметили. Группа подписала контракт с лейбом «Вельвет Мьюзик».
Популярность коллектива началась с «Преступления». Так называется дебютный альбом группы 2006-го года, в составе которого было «Лето».
«Хоп-нарайнай»: о песне «Лето».
Хит пришелся к сезону. Ему как раз только-только исполнилось 18 лет. Премьера состоялась на радио 22 июня 2006 года. А в августе песня залетела на первую строчку российского радиочарта, где продержалась вплоть до октября.
На фоне популярности песни каких только разговоров не ходило об её исполнительнице, которую сочли исполнителем, говорили о том, что в «Чили» солирует трансвестит или трансгендер.
Завесу тайны приоткрыл выпущенный в сентябре видеоклип Евгения Курицына. В ролике в хорошо знакомой ей атмосфере субкультуры хиппи предстала рыжеволосая Ирина Забияка, исполняющая основную вокальную партию. Созданный в клипе образ закрепился за исполнительницей, став неотъемлемой частью облика группы.
«Тема хиппи тогда уже отошла на второй план, и мы вдруг её возвратили и умудрились сделать органично, мы передали атмосферу забытых хиппи
, - характеризовала идею видео руководитель лейбла «Вельвет» Алена Михайлова.
Вспоминая о своей работе с группой «Чили» в посвященной песне «Лето» программе «Хит сториз» на МУЗ-ТВ музыкальный продюсер поделилась своими впечатлениями от первого знакомства с группой и вокалом солистки. Она, как и многие, приняла голос за мужской, решила, что солирует в группе сам Сергей Карпов, а встреча с настоящей солисткой побудила придумать продюсерский ход, создать интригу вокруг фигуры вокалистки.
«Была уверена, что это мужик. И вдруг я слышу, что человек говорит таким голосом, и это рыжеволосая стройная девушка. И я понимаю, что эти демки записаны не дядей. Мне башню снесло, это ж, прям, интересно. И мы придумали историю, что мы никому не будем обозначать, кто это девушка или парень»,
- рассказала Михайлова.
Выстрелившему хиту сама исполнительница, Ирина Забияка, прочила, в лучшем случае, статус сезонного. Характеризуемая ею как «песня-настроение» композиция «Лето» не слишком впечатлила исполнительницу.
«Я бы не сказала, что эта песня была для меня чем-то невероятно классным, на которую бы я поставила, мне казалась она какая-то странная, какая-то чересчур простая, припев какой-то дурацкий, «Хоп нарайнай».
Певица обратила внимание и на неправильное ударение в первой строчке, что иногда встречается в песнях группы.
«Я всегда говорю: Сережа, может, слово поменяем. Не надо, пусть так будет, это фишка. Я говорю, ну хорошо - будут считать меня, какой-то там»,
- делилась Забияка в программе «Хит-сториз».
В сюжете упоминается, что автору песни Сергею Карпову пришлось чуть ли не уговаривать партнершу взять в репертуар «Лето», и он не прогадал. Необычный вокал вкупе с настроением и атмосферой песни и задорным перепевом, зацепили аудиторию. Вместе с Забиякой слушатели запели «Хоп-нарайнай».
«Там достаточно просто, «Хоп-нарайнай», но оно поднимает настроение. В России не хватает таких песен, у нас же всё на миноре. А здесь такая эмоция эпатажная…», -
оценил трек продюсер Кирилл Волжанин, в то время работавший с лейбом «Вельвет мьюзик» и причастный к продвижению хита.
Как это часто бывает, песня, поначалу не слишком высоко оцененная самой исполнительницей, оказалась для неё «визитной карточкой». Спустя 18 лет, в первом выпуске «ВИА Суперстар», где по традиции участники исполняют свой главный хит Ирина Забияка под именем «CHI-LLI» предстала именно с этой композицией.
«Новый год в постели – Преступление»: какими ещё песнями запомнился дебютный альбом
Группой одного хита «Чи-ли», уж точно, не назовешь. В тот же период у них были и другие популярные песни, вошедшие в альбом «Преступление».
«Преступление твоих рук, преступление твоих глаз», -
зазвучало загадочным голосом Ирины Забияки в 2005 году.
Песни, ознаменовавшие взлет популярности "Чи-ли" ловко переносят слушателей из холодного сезона в теплый, в "Лето" - из самого разгара зимы. Первым большим хитом группы называют песню «Новый год в постели», вышла она в преддверии праздника – 27 декабря 2005-го.
Видеоклип на неё усилил интригу вокруг личности солистки. Он построен как кастинг, в кадре появляются разные персонажи, участники коллектива, и делают вид, что поют, открывая рот под вокал Забияки, кому именно принадлежит вокальная партия – не понятно.
Релиз пластинки «Преступление» состоялся в сентябре 2006-го. В рецензии на неё музыкальный критик Алексей Мажаев прочил коллективу статус «главного поп-открытие года». Среди популярных хитов группы «Чили» с этой пластинки называют также композицию «Маки».
Почти все песни на этом альбоме единолично написаны Сергеем Карповым, кроме одной. Ирина Забияка отмечена в альбоме «Преступление» не только как исполнительница, но и как автор. На пластинку попало её творение – песня «Омут».
«Сердце», «сделанное в Чили». Хиты второго альбома.
Следующий альбом группы увидел свет в 2008-м. Пластинка, названная «Сделано в Чили» включала песни совместного авторства Сергея Карпова и Ирины Забияки.
Наиболее популярной на пластинке считается песня «Сердце». В рецензии на альбом газета «Коммерсант Daily» эту композиция назвала песней, «способной полностью оккупировать головной мозг». По сей день «Сердце» находится в ТОП-5 самых прослушиваемых треков группы на стриминговых сервисах «Яндекс.Музыка».
Сингл «Сердце» - первая ласточка, предвестник будущего альбома, представленный весной 2007 года. В марте был показан и видеоклип режиссера Георгия Тоидзе.
Этим же клипмейкером была визуализирована другая довольно известная песня «Любовь – это яд» Композиция открывает трек-лист пластинки «Сделано в Чили».
Альбом противоречиво оценен критиками. С одной стороны, в сравнении с первой пластинкой отмечалось большее эмоциональное разнообразие, с другой, – альбом сочли значительно слабей дебюта, окрестили «вторичным».
Оригинальные авторские композиции в трек-листе дополнял кавер на советскую песню «В синем море, белой пене» из одноименного мультфильма.
Никуда не пропадали
В начале нового десятилетия «Чи-ли» продолжали сотрудничество с «Вельвет мьюзик». В 2010 вышел третий альбом «Время петь». На нём была представлена песня «Сказки», совместная работа с поющим актером Гошей Куценко.
Позже, в 2012-м, они выпустили дуэт «Я хочу бить посуду». Молва приписывала Ирине Забияке роман с артистом.
Всплеск популярности и интереса к группе сменился затишьем. Контракт с лейблом «Velvet Music» был расторгнут в 2013-м.
«Потому что так должно было случиться. Мы проработали с компанией 10 лет. Я изменилась за это время. Изменилось восприятие многих вещей. В какой-то момент я поняла, что хочу расстаться. Мне требовалось побыть вне мира шоу-бизнеса», -
так Ирина объясняет причины разрыва.
Начало 2013-го ознаменовано важным событием в частной жизни артистки. Ирина Забияка стала мамой сына Матвея, рожденного в гражданском браке с музыкантом Вячеславом Бойковым.
Первый и единственный после ухода из «Вельвет мьюзик» альбом коллектива, сменившего написания названия на «Chi-Lli» увидел свет в 2015-м. Четвертая в общей дискографии пластинка называется «В голове ветер». После полноформатных альбомов коллектив не выпускал.
Выпав из поля зрения широкой аудитории, коллектив не часто напоминал о себе, хотя не распался и не прекращал творческую деятельность. В настоящий момент «Chi-Lli» и Ирина Забияка числятся подопечными продюсерского центра Виктора Дробыша.
«Виктор — интересный человек с насыщенной жизнью. Его интересно слушать. Как таковых споров у нас не было»,
- отзывается певица о работе с Виктором Яковлевичем.
«Весна не умеет ждать». Премьера песни 2024
Финал шоу «ВИА Суперстар» имел неожиданную для формата этого шоу тему – премьеры. Почти все участники проекта, за исключением переделавших старый советский хит ВИА «Лейся, песня», представили свои самые свежие композиции, тем самым продемонстрировав публике творческую активность в современную эпоху.
Ирина Забияка выступила с песней Сергея Карпова «Весна не умеет ждать».
Релиз состоялся 23-го марта. На композицию был снят видеоклип.
Представляя новинку в интервью для «Нового радио», артистка рассказала, что песня планировалась к выходу ещё в прошлом году, но завершить работу над ней, приурочив к весне, не успели. Традиция выпускать песни по сезону повелась у «Чили» ещё со старта истории группы.
Заключение
«Не складываются пазлы»,
- так Ирина Забияка отвечает на вопросы журналистов о своих нечастых появлениях на публике и выходе новых треков.
Певица связывает это и с особенностями своего характера и образа жизни. Она вместе с сыном переехала за город, в Подмосковье, предпочитает жить в размеренном "деревенском" темпе и просто «опаздывает» за сумасшедшим ритмом современного шоу бизнеса.
Ирина Забияка считает себя интровертом, говорит, что почти не имеет друзей в артистических кругах.
Предложения принять участие в тех или иных программах, по словам певицы, периодически поступают, но, как правило, то что предлагают – не вызывает у неё интереса, а туда, где ей было бы интересно – не зовут.
Проект «ВИА Суперстар» стал исключением. По формальным турнирным показателям участие Ирины – не самое успешное, но она подарила нам яркие номера. Солистка «Чи-ли» продемонстрировала, что её голос звучит интересно и органично в очень разных чужих песнях. Как будто свой, она исполнила популярнейший хит Юлии Чичериной «Ту-лу-ла», подошедший ей эстетически.
Проникновенно из её уст прозвучал непривычный для женского исполнения, пронизанный мужской энергетикой хит Александра Серова «Как быть».
Комментируя выступление артистки в первом выпуске с хитом «Лето», постоянный член жюри Сергей Соседов обратил внимание на особенности вокала и отметил, что у артистки «плохая дикция».
После озвученной в профайле причины такое замечание со стороны музыкального критика прозвучало не очень красиво, коллеги парировали ему, отослав к современной эпохе и нынешним вокальным трендам.
«А сейчас ещё хуже»,
- согласился Сергей Васильевич.
В конце 90-х и в нулевых, на которые пришелся пик популярности «Чи-ли», появилось немало исполнителей с оригинальными тембрами, необычной манерой и произношением, которые привлекали внимание аудитории. Слова песен в их исполнении можно было расслышать и запомнить. Ирина Забияка выделилась своей самобытностью, проистекающей из самой органики, физиологических особенностей. А в современных вокальных манерах певцы с нормальным слухом и идеальным разговорным произношением умышленно поют так, что слов не разобрать. Однако это уже совершенно другая история, а на сегодня всё.
Материал основывается на информации из открытых источников, написан исключительно в информационных и развлекательных целях.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.