Вера чувствовала себя наблюдателем. Будто смотрит на людей издалека, в бинокль, и по- всякому может увидеть- может крупно, вблизи...А может охватить человека дальней цельной панорамой...все в этом пространстве, созданном её взглядом, делается живым, шевелящимся , теплым...
Д.Рубина "На солнечной стороне улицы" отрывок о художнице Вере Щегловой.
Автропортрет - один из самых моих любимых изображений для анализа. Родственными вариантами можно назвать фотопортрет (селфи) и рисунки детей на тему " это я". Об этом расскажу в отдельном посте.
Если раньше автопортреты писались для того, чтобы сохранить свой облик для потомков, то теперь художники таким образом раскрывают свою индивидуальность, аутентичность, творческую концепцию, самовосприятие.
В каждом изображении человека есть доминанта, которая может быть явной или скрытой. С неё, как с заглавной буквы слово, начинается прочтение личности и наращиваются детали на базовые характеристики. Иногда лица кажутся "замаранными" , "затертыми" или черты лица настолько правильны, что оно не запоминается. Но в любом лице всегда есть доминанта. Поэтому только при беглом охвате глазами человек может показаться невзрачным. Это как книга на иностранном языке, которого не изучал, будет казаться не понятной, поэтому не интересной.
Покажу на примере автопортретов из выставочного комплеса "Эрарта" г. Санкт-Петербурга (очень рекомендую для посещения тем, кто интересуется современным искусством) некоторые начальные подходы к диагностике.
1. Явная доминанта : это мозговая часть черепа (самое светлое пятно портрета)
2. Для меня очень странно, что макушка срезана, как -будто автор подсознательно хочет уменьшить или укоротить эту часть себя
3. Через название акцент самим автором делается на нос
4. Портрет написан в одном цвете, меняются только тона.
1. Здесь доминантой является область шеи с нижней частью лица и верхняя часть груди- как бы базис портрета
2. Нос (не ровный) хоть и не является доминантой, но рождает много вопросов по поводу личности изображенного
1. Здесь вопрос спорный: для меня доминанта - рот с подбородом, хотя для другого человека, делающего анализ, доминантой могут быть пшеничные волосы, глаза или черная кофта.
2. Но кофта занимает 1/2 портрета, по ней нельзя выделить базовые характеристики личности художницы. Кофту я бы назвала цветовой доминантой портрета, как художественного произведения, но не как доминанту личности.
3. Но тем не менее я бы отнесла этот портрет к мультидоминантным.
На данных автопортретах нет рук, что очень затрудняет и ограничивает диагностику, потому что руки (в особенности кисти) - это кладезь информации о личности, об этом в следующем посте.
Далее можно сделать пробные тренировочные анализы этих людей, а потом сопоставить с их биографиями, посмотреть их работы.
#эрарта
#волигамси
#косенков
#джигирей
#психология
#автопортрет
#анализличности
#современныехудожники
#