Представитель ритейла и аналитик «Финам» рассказали «Московской газете» о причинах роста цен на бытовую технику и электронику в 2024 году
Безусловно, реальность такова, что любые контрсанкционные действия добавляют дополнительное звено в цепочке поставок, сообщил изданию коммерческий директор компании «Империя Техно» Михаил Зинченко.
«Компания Arcelik (бренды Hotpoint, Beko, Indesit, Stinol) заявили о поднятии цен с августа, — сказал Михаил Зинченко. — Точный процент пока неизвестен. Казалось бы, заводы этих производителей — в России. В частности, завод холодильников и стиральных машин есть в Липецке — бок о бок расположен с НЛМК, однако сталь для красивых окрашенных в разные цвета холодильников делается в Южной Корее, т.к. в России, по заверениям представителей компании, нет достойных листовых материалов для порошкового окрашивания».
Появление посредников в цепочке поставок (как логистических, так и банковских) увеличивает не только количество интересантов, но и время прохождения транзакций и поставки товара, а в условиях растущей ставки рефинансирования это замораживание и без того недешевых денег, отметил собеседник.
«Значит, это тоже неминуемо скажется в стоимости итоговой продукции. На данный момент европейская техника, как и автомобили, все меньше представлена на российском рынке. Европейская продукция стала роскошью, но таким ли гарантом качества и надежности? Вопрос пока риторический, качество — это показатель времени безотказной работы. На рынке России все больше китайских брендов, которые наработали себе отличную репутацию как в части соотношения цены и качества, так и в части отзывов потребителей. Однако выход на новые рынки китайской продукции всегда связан с демпингом, чтобы приучить покупателей к бренду. По прошествии двух-трех лет многие бренды уже начали политику по наращиванию стоимости товара на полках для выхода на уровень окупаемости и выше. Это вторая причина роста цен. Однако на мой взгляд в условиях санкционной борьбы, в том числе Китая с США и ЕС, первой важно иметь противовес и не складывать «все яйца в одну корзину». Поэтому в ответ на любые санкционные действия Китай и другие страны БРИКС будут искать решения, которые позволят усидеть им на двух стульях. Диверсификация нужна, в том числе и в торговых сделках, в распределении объёмов между партнерами», — заключил коммерческий директор «Империя Техно».
Рост стоимости контейнерных перевозок увеличивает конечные цены на электронику, которая к осени может подорожать, сообщил «Московской газете» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
«Например, стоимость доставки одного контейнера из Китая в Россию выросла на 30% по сравнению с прошлым годом. Увеличение комиссий посредников на 4-5% также способствует этому росту. Санкции ЕС против СПФС значительно осложняют международные финансовые транзакции. В Германии и Франции российские компании уже столкнулись с отказами в проведении платежей через местные банки, что приводит к задержкам поставок и увеличению издержек.
Ожидается, что общий товарооборот с рядом стран может снизиться на 20-25%. Например, в 2023 году российский импорт электроники из Южной Кореи уже сократился на 15% из-за трудностей с платежами и логистикой. Чтобы компенсировать эти сложности российские компании ищут новые рынки, преимущественно в Азии, таких как Индия и Вьетнам. Однако и там возникают проблемы из-за удорожания логистики», — рассказал директор по стратегии ИК «Финам».
Представители одного из крупнейших российских маркетплейсов сообщили изданию CNews, что цены могут вырасти, но не более, чем на 5-10%.
«Санкции против СПФС не окажут критического влияния на стоимость электроники в России, — заявил CNews источник в одном из российских ИТ-дистрибьюторов. — Сложности с импортом могут возникнуть у небольших дистрибьюторов и поставщиков. Но они не обладают внушительными объемами поставок, способными серьезно повлиять на рынок, поэтому дефицита электроники не будет. Вероятнее всего, свернут деятельность небольшие «серые» и «черные» поставщики».