Найти в Дзене
АиФ - Новосибирск

«Любить учеников в наше время опасно»: учителя музыки обвинили в педофилии по показаниям 10-летней девочки

Обвиненный в педофилии учитель музыки Константин Чавдаров был приговорен к 9 годам лишения свободы на основании показаний 10-летней ученицы. Девочка на камеру с помощью куклы продемонстрировала действия, которые якобы совершал мужчина. История Константина Чавдарова, заслуженного педагога с многолетним стажем и званием «Учитель года», поражает своей неоднозначностью. Несмотря на то, что родители девочки, узнав о суровом приговоре, попытались отказаться от обвинений, механизм правосудия было уже не остановить. Удивительно и то, что за Константина активно вступились не только коллеги, но и родители других его учеников, готовые поручиться за его невиновность, и это с учетом тяжести обвинений Случай Константина Чавдарова поднимает важный вопрос о хрупкости презумпции невиновности в современном мире и о том, насколько легко неосторожное обвинение может разрушить жизнь человека. Вероника Назарова, врач из Москвы и мать троих детей, столкнулась с нелегкой задачей, когда ее младшему сыну Феде п
Оглавление

Обвиненный в педофилии учитель музыки Константин Чавдаров был приговорен к 9 годам лишения свободы на основании показаний 10-летней ученицы. Девочка на камеру с помощью куклы продемонстрировала действия, которые якобы совершал мужчина.

История Константина Чавдарова, заслуженного педагога с многолетним стажем и званием «Учитель года», поражает своей неоднозначностью. Несмотря на то, что родители девочки, узнав о суровом приговоре, попытались отказаться от обвинений, механизм правосудия было уже не остановить. Удивительно и то, что за Константина активно вступились не только коллеги, но и родители других его учеников, готовые поручиться за его невиновность, и это с учетом тяжести обвинений

Случай Константина Чавдарова поднимает важный вопрос о хрупкости презумпции невиновности в современном мире и о том, насколько легко неосторожное обвинение может разрушить жизнь человека.

Родители учеников сплотились в группу поддержки

Вероника Назарова, врач из Москвы и мать троих детей, столкнулась с нелегкой задачей, когда ее младшему сыну Феде поставили диагноз аутизм. В 2015 году, когда Феде было всего 5 лет, и он не понимал речь, Вероника привела его в музыкальную школу имени Танеева. К счастью, там работал Константин Эдуардович Чавдаров, педагог, который не побоялся взять на себя ответственность за непростого ученика.

Федя Назаров на уроке у Константина Эдуардовича. Фото: скриншот из YouTube-видео c записью упражнений
Федя Назаров на уроке у Константина Эдуардовича. Фото: скриншот из YouTube-видео c записью упражнений

Константин Эдуардович разработал для Феди индивидуальный подход и много занимался с ним дополнительно, причем бесплатно. Результаты превзошли все ожидания: Федя не только научился играть на инструменте, но и сделал огромный скачок в развитии. У Вероники появилась надежда на то, что ее сын сможет связать свою жизнь с музыкой.

Однако в сентябре 2019 года случилось непредвиденное: Константина Чавдарова арестовали по обвинению в сексуальных домогательствах к 10-летней ученице. Вероника была шокирована, ведь это совершенно не вязалось с образом педагога, которого она знала. Она начала расспрашивать родителей других учеников, но никто из них не замечал ничего подобного со стороны Константина Эдуардовича.

Очень быстро вокруг педагога сплотилась группа поддержки, в которую вошла и Вероника. Все, кто знал Константина лично, не могли поверить в его виновность. Он жил музыкой и своими учениками, и даже находясь в СИЗО, продолжал присылать им задания через систему ФСИН-письмо.

— У Константина есть гражданская жена с тремя детьми, которых он считал своими, хотя не был им родным отцом. Гуляя с коляской на детской площадке, она познакомилась с женщиной, и та захотела, чтобы Константин позанимался музыкой с ее дочерью.
Девочка приходила к педагогу семь раз. На первом занятии присутствовала ее мама, ей все понравилось, и в следующие разы она отпускала дочь на уроки одну.
Учитель регулярно делал видеозаписи с игрой ученицы и отправлял ее родителям. Позже Константин решил готовить девочку к музыкальному конкурсу, который проводится по видеозаписям. Такое выступление требует определенного дресс-кода, поэтому, когда ученица пришла на урок в спортивной одежде, Константин предложил ученице переодеться. Поскольку в доме были дети, то нашлись и концертные вещи для девочки, — делилась подробностями произошедшего с педагогом с журналистами «МК» Вероника.

Женщина в своём рассказе поделилась тем, как обычно проходили уроки. Константин, опытный музыкальный педагог, записывал выступления учеников для конкурсов и онлайн-публикаций. Все родители были в курсе дресс-кода и формата съемок.

2 сентября 2019 года девочка пришла на урок одна. Как обычно, перед записью она переоделась, пока Константина не было в комнате. Во время исполнения пьесы учитель поправлял её руки, формируя правильную постановку. Девочка разволновалась и не смогла сыграть произведение до конца. Константин пытался помочь ей собраться, но безуспешно. В итоге он отменил запись и отпустил ученицу домой.

Странность ситуации заключалась в реакции родителей. Вместо того чтобы сразу попытаться в ситуации, в которой девочку якобы домогался педагог, они 10 дней хранили молчание, а затем неожиданно обратились в полицию с заявлением. Вероника так комментирует суть их претензии:

— Учитель якобы трогал их дочь за половые органы! Причем делал это прямо во время исполнения пьесы! Это все, конечно, совершенно неправдоподобно, потому что Константин всегда поправляет руки и спину учеников, стоя за спинкой стула. А из такого положения физически невозможно дотянуться до половых органов, если учитывать, что ноги ученицы находились на педалях фортепиано и были тесно сдвинуты. Впрочем, совсем скоро родители поменяли свои показания. Видимо, по ходу дела они осознали, что ничего не произошло, а срок учителю грозит огромный. Эта статья (132 ч. 4 п. «б» УК РФ) предусматривает 12–20 лет строгого режима — больше, чем за убийство.

Признали виновным несмотря на уверения предполагаемой жертвы, что насилия не было

-3

Константин, обвиненный в педофилии, предстал перед судом. Друзья, коллеги и, что особенно неожиданно, даже предполагаемая жертва пытались доказать его невиновность. Девочка в письменном объяснении отрицала какой-либо разврат со стороны учителя. Экспертизы, включая обязательную психолого-психиатрическую, также подтверждали, что Константин не педофил.

Однако в июне 2020 года суд, опираясь на первоначальные, возможно, написанные под диктовку показания проигнорировал все новые доказательства и приговорил Константина к 9 годам строгого режима.

Позже выяснилось, что мать девочки, возможно, не хотела посадить учителя в тюрьму, а просто пыталась разобраться в ситуации, используя полицию как инструмент давления. Она могла неправильно интерпретировать слова дочери, которая, в свою очередь, могла что-то преувеличить или испугаться.

К сожалению, как это часто бывает, первые, эмоциональные показания, данные под давлением и под диктовку, стали основой для обвинения. Дальнейшее расследование, несмотря на полное отсутствие доказательств и показания десятков свидетелей, ничего не изменило.

-4

Друзья и коллеги Константина не сдаются: они оказывают ему поддержку, собирают передачи и пишут письма. Создана петиция с требованием пересмотреть дело, ведь эта история может повториться с каждым учителем.

— Мы знаем его как очень порядочного человека. И у нас есть веские причины, чтобы подвергать сомнению обвинения в его адрес. Естественно, что родители учеников Чавдарова горячо обсуждали эту тему между собой и со своими детьми. И не нашлось ни одного родителя, чей ребенок бы сказал: да, было дело, учитель переходил границы. А ведь у Константина Эдуардовича есть и уже выросшие ученики, которые сейчас могли бы сказать: а ведь знаете, да, были странные моменты… — делилась своим мнением с «МК» Людмила Толстая, мать двоих детей, которые также посещали уроки Чавдарова.

Адвокат учителя музыки Нелли Шишова комментировала произошедшее следующим образом:

«Самый ужас подобных дел заключается в том, что никаких доказательств противоправных действий собирать не нужно. Сотрудники полиции и Следственного комитета работают по одной очень простой схеме. Сначала опрашивают ребенка в присутствии родителей, где обычно родители и являются главными источниками информации. Ребенка настраивают на нужный лад. А потом фиксируют ход допроса на видео, и все. Больше никаких доказательств и не требуется. Имеются слова несовершеннолетнего потерпевшего и свидетелей, которые знают о происходящем со слов этого ребенка.
При этом каждый свидетель понимает ситуацию по-своему и домысливает ее исходя из своего видения ситуации. Обвиняемому же грозит наказание от 12 лет, и повлиять ни на что он уже не может. Хорошо, если не найдут еще эпизодов, а ведь при желании можно и найти. Кто-то что-то вспомнил подозрительное — и все, преподаватель превращается в педофила. А дальше живи с этим как хочешь. Попробуй выжить в тюрьме. А после освобождения нельзя будет заниматься любимой работой. В нашем случае преподаванием музыки.
Что делать человеку в такой ситуации? Он обречен. А ведь как юрист я понимаю, что доказательств нет. Я знаю о наличии множества процессуальных нарушений, о давлении на обвиняемого. О том, что сами потерпевшие написали апелляционную жалобу на приговор, изменив свои показания. Оказывается, ничего «такого» на том роковом уроке и не было. Но педагог уже провел 11 месяцев за решеткой, и еще 9 лет там его ждет».

В интернете развернулась настоящая общественная кампания в поддержку учителя музыки Константина Чавдарова. Более 10 тысяч человек подписали петицию на имя Президента России с требованием справедливого суда, а открытое письмо в его защиту подписали свыше тысячи деятелей музыки, искусства, науки и образования. Пока что дело не получило позитивного разрешения.